Формирование эффективного механизма социально ответственного инвестирования комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры
Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективного социально ответственного инвестирования проектов комплексной модернизации и реконструкции изношенных объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере систем водоснабжения и водоотведения. Дана оценка действующей практики реформирования ЖКХ с привлечением частных инвестиций в условиях формирования концессионных соглашений. Обозначена тенденция трансформации монополии государственной в монополию частно-государственную с обеспечением экономической эффективности концессионера и, как следствие, с недостаточным соблюдением интересов населения – главного заказчика и потребителя коммунальных услуг, фактического инвестора проектов концессионных соглашений, официально лишенного этого статуса. Предлагается альтернативный вариант инвестирования на основе формирования механизма социального государственно- (муниципально-) хозяйственного партнерства, предполагающего открытое совместное участие государственных и муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов и населения в инвестировании проектов комплексной модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с приоритетом интересов населения.
Об авторе
А. В. СвистуновРоссия
Свистунов Андрей Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики
Список литературы
1. Афанасьев В.Н., Журавлев С.А. анализ тарифной политики в водоснабжении населения города // вестник нгуЭу. 2013. № 4. с. 200–217.
2. Денисов М.П. концессия как оптимальная форма государственночастного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // вестник гражданских инженеров. 2015. № 6 (53). с. 232–236.
3. Захарова Ж.А. система управления муниципальным имуществом предприятий коммунального комплекса на основе концессии: монография. владимир: изд-во владимирского филиала ранХигс, 2012. 144 с.
4. Кабир Л.С. социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? // Экономика. налоги. Право. 2017. № 4. с. 35–41.
5. Крючкова О.М. социально ответственное инвестирование: попытка подчинить личные интересы общественным // управленческие науки. 2012. № 1 (2).с. 70–75.
6. Леонова И.В. социально ответственные инвестиции как инструмент формирования корпоративной социальной ответственности // вестник рггу. серия «Эко-номика. управление. Право». 2013. № 15 (116). с. 69–77.
7. Огородников Д.Д.Модернизация ЖкХ: энергосервис, концессионные соглашения, лизинг. за и против // Энергосовет. 2015. № 3 (40). с. 16–20.
8. Ряховская А.Н., Таге-заде Ф.Г. заблуждение и мифы коммунальной деятельности: учеб. пособие. М.: иЭау, 2005. 200 с.
9. Ряховская А.Н., Таге-заде Ф.Г. тарифная и ценовая политика в жилищной и коммунальной сферах: монография. М.: инФра-М, 2016. 124 с. (научная мысль).
10. Свистунов А.В., Куркина А.Д. развитие государственно-частного партнерства на основе концессий в сфере теплоснабжения жилого фонда в интересах потре-бителя // Жилищные стратегии. 2018. т. 5. № 1. с. 79–94.
11. Ялялиева Т.В. кпроблеме эффективности управления муниципальной собственностью // научный журнал кубгау. 2013. № 90 (06). [Электронный ресурс]. urL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/34.pdf (дата обращения: 24.01.2019).
12. Александрова Л. революция ЖкХ: в россии решили поменять систему оплаты за тепло. [Электронный ресурс]. urL: https://www.mk.ru/economics/2018/01/31/revolyuciya-zhkkh-v-rossii-reshili-pomenyat-sistemu-oplaty-za-teplo.html (дата обра-щения: 22.01.2019).
13. Ао «водоканал», г. Чебоксары. о предприятии: цифры и факты. [Электронный ресурс]. режим доступа: urL: http://vodo-kanal.ru/node/1 (дата обращения: 22.01.2019).
14. Бруссер П.А., Митько А.В., Карпенко Е.А. Повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере водоснабжения и водоотведения путем установления экономически обоснованных тарифов / инфраструктурное финансирование on-line. [Электронный ресурс]. urL: http://brusser.ru/article/the-increase-of-investment-attractiveness-of-projects-in-the-field-of-water-supplyand-sanitation-through-establishment-of-economically-justified-tariffs.html (дата об-ращения: 22.01.2019).
15. Брушко О. закон об индивидуальных счетчиках тепла в квартире рассматривается Минстроем рФ. [Электронный ресурс]. urL: http://www.1rre.ru/141368-vopros-ob-individualnyx-schetchikax-tepla-v-kvartire-rassmatrivaetsya-minstroem-rf.html (дата обращения: 22.01.2019).
16. В думе отвергли идею обязать граждан оплачивать долги соседей за ЖкХ. [Электронный ресурс]. urL: http://gogov.ru/news/338203 (дата обращения: 22.01.2019).
17. Крючкова Е. триста миллионов зальют в водопровод. банк бриксможет предоставить россии кредит на модернизацию ЖкХ // газета «коммерсантъ». 2018. 25 янв. c. 2. [Электронный ресурс]. urL: https://www.kommersant.ru/doc/3528694 (дата обращения: 22.01.2019).
18. Крючкова Е. «Чтобы ежегодно расселялось больше, чем признается аварийным». заместитель главы Минстроя – о коммунальных планах Правительства: интервью с замминистром андреем Чибисом // газета «коммерсантъ». № 164. 2018. 11 сент. с. 3. [Электронный ресурс]. urL: https://www.kommersant.ru/doc/3737822 (дата обращения: 24.01.2019).
19. Мягкова М. банк брикс одобрил россии кредит на модернизацию ЖкХ. [Электронный ресурс]. urL: https://realty.rbc.ru/news/5a6994309a794709b06786f5 (дата обращения: 22.01.2019).
20. Начало дня с константином киреевым [видеозапись]: радиопрограмма / радио россии владимир. владимир, 2019. 11 янв. [Электронный ресурс]. urL: https://vk.com/radiorussiavladimir?w=wall-66573084_4703 (дата обращения: 22.01.2019).
21. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в российской Федерации в 2017 году: государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. 268 с. [Электронный ресурс]. https://ohranatruda.ru/upload/iblock/c7b/o-sostoyaniisanitarno_epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya-v-rf-v-2017-godu.pdf (дата обращения: 24.01.2019).
22. О Эз«алабуга» вместе с Минстроем рФ отберет проекты «умного города» для елабуги / бизнес online. [Электронный ресурс]. urL: www.business-gazeta.ru/print/399582 (дата обращения: 22.01.2019).
23. Петров В. Мень: на модернизацию системы ЖкХ нужно 2,5 трлн рублей.[Электронный ресурс]. urL: https://rg.ru/2016/01/27/men-site.html?utm_campaign= transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen (дата обраще-ния: 22.01.2019).
24. Россиянам предложили платить долги по ЖкХ за соседей / «expert online». [Электронный ресурс]. urL: http://expert.ru/2018/10/12/rossiyanam-predlozhiliplatit-dolgi-po-zhkh-za-sosedej (дата обращения: 22.01.2019).
25. Схема водоснабжения и водоотведения города Чебоксары до 2028 года. [Электронный ресурс]. urL: http://vodo-kanal.ru/sites/default/files/files/dokument/Pto/sxema_vodosnabj_cheb_2028.pdf (дата обращения: 24.01.2019).
26. Схема водоснабжения и водоотведения округа Муром до 2030 года. [Электронный ресурс]. urL: http://murom.info/wp-content/uploads/2016/11/P_630_о_1.doc (дата обращения: 24.01.2019).
27. Чебоксары могут получить 2 млрд рублей на развитие систем водоснабжения. [Электронный ресурс]. urL: http://moygorod-online.ru/city/city_33773.html (дата обращения: 22.01.2019).
28. Экспертное мнение иПеМ: «рост тарифов на Жку в 2018 году». [Электронный ресурс]. urL: http://www.ipem.ru/files/files/research/20180629_expert_opinion_public_utilities_tariffs.pdf (дата обращения: 22.01.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Свистунов А.В. Формирование эффективного механизма социально ответственного инвестирования комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры. Вестник НГУЭУ. 2019;(1):74-89.
For citation:
Svistunov A.V. Formation of an Effective Mechanism for Socially Responsible Investment in the Comprehensive Modernization of the Municipal Infrastructure. Vestnik NSUEM. 2019;(1):74-89. (In Russ.)