Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

СЕРВИСНЫЙ РЫЧАГ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ АКТИВАМ ПРЕДПРИЯТИЯ*

Полный текст:

Аннотация

Опережающий рост  сектора услуг обусловливает необходимость теоретического осмысления последствий этого роста для деятельности хозяйствующих субъектов. Несмотря на значительное число  публикаций по данной  проблеме, часть  аспектов пока  не получила подробного освещения. К числу этих  аспектов относится влияние перехода к сервисной экономике на модель формирования производственных активов предприятия.

Целью данного исследования  является  выявление и анализ  возможностей и рисков  в области формирования производственных активов, которые возникли перед предприятиями в сервисной экономике. Для  достижения этой  цели  был  выполнен анализ экономической природы услуги  как  временного права потребителя использовать ресурсы провайдера для получения ценности. Показано, что  благодаря праву использовать ресурсы провайдера у предприятий-клиентов возникает сервисный рычаг, представляющий собой  превышение стоимости активов, используемых предприятием для  ведения хозяйственной деятельности, над  финансовыми ресурсами предприятия. Инвестиции замещаются текущими затратами. Благодаря сервисному рычагу предприятия могут  привлекать значительные по  масштабу активы для ведения производственной деятельности. Временный характер права пользования этими активами создает риск ограничения доступа предприятий к активам провайдера (в случае нехватки средств для внесения платы или по политическим причинам). В силу этого предприятиям рекомендуется разрабатывать многоуровневую систему формирования своих  производственных активов в зависимости от их важности для хозяйственной деятельности, стоимости и рисков.

Об авторе

И. Д. Котляров
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Санкт-Петербург
Россия
Кандидат  экономическихнаук,доцент,  департамент финансов


Список литературы

1. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 399 с.

2. Куркин К. Везет тому, кто везет // Эксперт Северо-Запад. 2014. № 43-45. С. 18–19.

3. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. 1008 с.

4. Перепелкин В.А. Ускоренный рост сектора услуг как закономерность структурного развития постиндустриальной экономики: автореф. ... д-ра экон. наук. Самара: Самар. гос. экон. ун-т, 2011. 42 с.

5. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. № 2. 2001. С. 12–20.

6. Рыбаков Ф.Ф. Экономическая природа услуг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 2. С. 15–19.

7. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. М.: Моск. фин.-промышл. академия, 2005. 97 с.

8. Уильямсон О.И. Аутсорсинг: трансакционные издержки и управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 1. С. 71–92.

9. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. XXXIV + 702 с.

10. Ahamed Z., Inohara T., Kamoshida A. The Servitization of Manufacturing: An Empirical Case Study of IBM Corporation // International Journal of Business Administration. 2013. Vol. 4. N 2. P. 18–26.

11. Baines T.S., Lightfoot H.W., Benedettini O., Kay J.M. The servitization of manufacturing: A review of literature and reflection on future challenges // Journal of Manufacturing Technology Management. 2009. Vol. 20. Issue 5. P. 547–567.

12. Vandermerwe S., Rada J. Servitization of business: Adding value by adding services // European Management Journal. 1988. Vol. 6. N 4. P. 314–324.

13. Добкина Е. Прекративший полеты «Добролет» покупает 16 самолетов Boeing // РБК, 07.08.2014. URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949992078892 (дата обращения 09.11.2014).

14. Сотникова А. «Газпром Бурение» осталась без контрактов с Halliburton из-за санкций // РБК. – 2014a. – 27 июля. URL: http://top.rbc.ru/economics/27/07/2014/939204.shtml (дата обращения 28.07.2014).

15. Сотникова А. «Роснефть» придумала способ обойти санкции // РБК. – 2014b. – 01 августа. URL: http://top.rbc.ru/economics/01/08/2014/940509.shtml (дата обращения 09.11.2014).

16. Grönroos C. In the Marketplace There Is Only Service – Facilitating Customers’ Value Creation // ECIS 2011, Aalto University, June 9–11, 2011. Helsinki: Aalto University, 2011. URL: http://www.ecis2011.fi/keynotes/index.html (accessed on 10.03.2013).

17. NADL – North Atlantic Drilling announces acquisition of land drilling rigs in Russia // NADL Official Website, 2014a. – 22.08.2014. URL: http://www.nadlcorp.com/modules/ module_123/proxy.asp?C=42&I=2559&D=2&mid=179 (accessed on 17.11.2014).

18. NADL – North Atlantic Drilling and Rosneft agree to delay closing of planned transaction // NADL Official Website, 2014b. – 07.11.2014. URL: http://www.nadlcorp. com/modules/module_123/proxy.asp?C=42&I=2564&D=2&mid=224 (accessed on 09.11.2014).


Для цитирования:


Котляров И.Д. СЕРВИСНЫЙ РЫЧАГ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ АКТИВАМ ПРЕДПРИЯТИЯ*. Вестник НГУЭУ. 2014;(4):164-172.

For citation:


Kotlyarov I.D. SERVICE LEVER AND ACCESS TO COMPANY’S PRODUCTION ASSETS. Vestnik NSUEM. 2014;(4):164-172. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)