Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

Системы корпоративного обучения в производственных компаниях России

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-2-039-061

Аннотация

Очень быстрые изменения в экономике страны актуализируют значимость адаптации работников под новые условия работы, их развития под перспективные запросы бизнеса. Лишь немногие крупные отечественные организации смогли создать системы корпоративного обучения способные обеспечить необходимую для этого подготовку персонала. Многие из них самостоятельно проходят путь проб и ошибок, не всегда достигая поставленных целей, в силу отсутствия опыта, методических наработок, специфики отрасли и системы управления. Методологическую базу исследования составили работы исследовательской группы ученых Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Е.К. Завьяловой и Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в частности, работы В.С. Катькало. Глубинные интервью с руководителями функции корпоративного обучения отечественных крупных производственных компаний, анализ кейсов и документов предприятий, создавших выделенную структуру, реализующую функцию корпоративного обучения. Информационную базу исследования составили материалы 20 интервью с директорами по персоналу и директорами корпоративных университетов/образовательных центров, результаты анализа опыта 9 компаний. Анализ показал, что направления развития системы корпоративного обучения во многом зависят от генерального директора или директора по персоналу. Обучение не является приоритетным направлением по работе с персоналом, в подавляющем большинстве случаев функция обучения является сервисной функцией. Численность работников компании, в том числе тех, кто прошел обучение, и количество сотрудников, задействованных в организации корпоративного обучения, слабо связаны друг с другом, так же, как и связь последней с эффективностью деятельности компании. Выводы исследования могут быть полезными для руководителей организаций, директоров по персоналу, планирующих развивать функцию обучения в компании.

Об авторах

А. В. Аболмасов
Институт технологий обучения и развития – АНО ДПО «ИТОР»
Россия

Аболмасов Алексей Владимирович – директор

Санкт-Петербург



С. А. Смирнов
Институт технологий обучения и развития – АНО ДПО «ИТОР»
Россия

Смирнов Степан Алексеевич – исполнительный директор

Санкт-Петербург



Т. А. Голубицкая
АНО «Корпоративная академия Росатома»
Россия

Голубицкая Татьяна Анатольевна – руководитель программы развития Отраслевых центров компетенций

Москва



Р. А. Долженко
Уральский государственный экономический университет
Россия

Долженко Руслан Алексеевич – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом

Екатеринбург



Список литературы

1. Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В., Симарова И.С. , Хрипунова А.С. Автоматизированные обучающие системы как элемент системы корпоративного обучения персонала // Нефть и газ: опыт и инновации. 2019. Т. 3, № 1. С. 3–6. EDN YBCLVR.

2. Ананченкова П.И. Трансформационные процессы на рынке труда и их влияние на развитие корпоративного обучения // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 2. С. 88–97. DOI 10.20410/2073-7815-2020-31-2-88-97, EDN TVZSIM.

3. Аниськина Н.Н. Новые горизонты дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 3–10. EDN QBVRPT.

4. Анфиногентова А.А. , Дудин М.Н., Лясников Н.В., Проценко О.Д. Обеспечение российского агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами в условиях перехода к зеленой экономике // Экономика региона. 2018. Т. 14, № 2. С. 638–650. DOI 10.17059/2018-2-24, EDN XYCHFJ.

5. Ахметова С.Г. Инновационные технологии в обучении персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 18–22. EDN NXANUF.

6. Бородавкин В.А. , Охочинский М.Н. , Щеглов Д.К . Актуальные вопросы совершенствования системы корпоративного обучения на предприятии высокотехнологичной промышленности // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 4. С. 15–21. DOI 10.26163/RAEN.2020.68.75.002, EDN JKRKQC.

7. Гилев А.А. Современные тенденции развития корпоративного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3-3. С. 600–602. EDN MGVIFR.

8. Гиниева С.Б., Долженко Р.А . Трансформация системы корпоративного обучения персонала российской компании на базе корпоративного университета // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 5. С. 842– 851. DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).842-851, EDN UMBQHD.

9. Горбунов К.О. Корпоративный университет «Норильский никель» – участник масштабных проектов // Горный журнал. 2017. № 8. С. 85–92. EDN ZGCTSJ.

10. Диденко А.В. Оценка эффективности внедрения e-learning // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 91–96. EDN TUHFFD.

11. Долженко Р.А. Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании // Педагогическое образование в России. 2017. № 3.

12. Долженко Р.А. Корпоративное обучение персонала в коммерческом банке // Кадровик. 2012. № 1. С. 99–106. EDN RJDSVL.

13. Завьялова Е.К., Ардишвили А. Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития? // Российский журнал менеджмента. 2020. № 17 (4). С. 499–516. https://doi.org/10.21638/spbu18.2019.405

14. Захарова О.А. Развитие корпоративного обучения: от «e-learning» до «we-learning» // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 2. С. 529–546.

15. Илюшников К.К., Долженко Р.А . Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3.

16. Иноземцев М.И. , Марушина М.К., Мирзоева А.М . Модели оценки эффективности программ корпоративного обучения руководителей на основе принципа кросс-функциональности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 3. С. 97–107. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-3-97-107, EDN CDUEWQ.

17. Каганов В.Ш. Особенности деятельности вузов на рынках корпоративного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 96–101. EDN PKFBMV.

18. Катькало В.С., Волков Д.Л., Баранов И., Старовойтов А. , Соболев Е. , Зубцов Д. , Юрченков В. , Сафронов П. , Липчанский А.В. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет Корпоративный университет Сбербанка / под общ. ред. В.С. Катькало, Д.Л. Волкова. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018.

19. Катькало В.С., Шумкова Н.В . Корпоративные университеты России – 2022 / под общ. ред. В.С. Катькало, Н.В. Шумкова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.

20. Кириллов А.В . Проблемы обучения управленческих кадров и пути их решения // Экономика и управление. 2014. № 7 (105). С. 59–63.

21. Кириллов А.В . Развитие корпоративного обучения в современных условиях // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7, № 5. С. 6–16. EDN SXVFHF.

22. Кириллов А.В . Системы интенсивного обучения персонала // Управленческие науки. 2014. № 2. С. 70–77. EDN SIJLSF.

23. Кислов А.Г . От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 54–74. DOI 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74, EDN YNJHXI.

24. Кочеткова Н.В . Новые тренды бизнес-образования: корпоративный университет // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 1 (11). С. 45–49. EDN TYJXRR.

25. Лукьянова Н.И. Оценка эффективности систем корпоративного обучения // Вестник университета. 2014. № 8. С. 192–197. EDN SNTQUX.

26. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации // Науковедение. 2015. № 2 (27). С. 53.

27. Обухов А.С., Томилина М.В . Развитие цифровых образовательных технологий в России до пандемии: история и особенности индустрии EdTech // Информатика и образование. 2021. № 8 (327). С. 52–61. DOI 10.32517/0234-0453-2021-36-8-52-61, EDN HSLLIE.

28. Петриков П.А., Остроух А.В., Суркова Н.Е., Краснянский М.Н. Автоматизация процесса подготовки персонала промышленных предприятий на основе интегрированной обучающей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2012. № 4. С. 81–88. EDN PXTAVV.

29. Подвербных О.Е., Краев В.М. , Тихонов А.И . Современное управленческое образование инженерных кадров // Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18, № 4. С. 976–980. EDN YNZWBX.

30. Прохорова М.П. , Булганина С.В. , Сергеева А.А., Зубова А.Д. Современный образ корпоративного обучения: тенденции и технологии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 58–65.

31. Пружинин А.Н. Анализ корпоративного образования нефтяных компаний (на примере компаний «Роснефть» и «Газпром нефть») // Государственная служба. 2019. Т. 21, № 4 (120). С. 58–65. DOI 10.22394/2070-8378-2019-21-4-58-65, EDN WHYEAS.

32. Савва Л.И. , Ибрагимова О.В. , Зленко А.Л . Историография проблемы корпоративного обучения специалистов // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 150–153. EDN XVBXFB.

33. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И . Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 33. EDN WHGDLF.

34. Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Алексеева С.В. , Руднева Л.Н. Формирование системы корпоративного обучения: опыт нефтегазовых компаний // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 2 (24). С. 119–130.

35. Синякова М.Г . Современные теории корпоративного обучения персонала в организации // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 1 (49). С. 58–63. EDN IUEAPH.

36. Трубин Г.А . Тенденции в развитии дополнительного профессионального образования за рубежом // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 80–86. EDN PHNWFH.

37. Чанько А.Д., Баснер А.А.В. Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13, № 3. С. 79–110.

38. Чуланова О.Л., Ивонина А.И . Формирование softskills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6, № 1. С. 53–58. DOI 10.12737/24692, EDN YGGQTX.

39. Шальнев О.Г. Современные форматы организации корпоративного обучения в условиях диджитализации промышленности // Организатор производства. 2020. Т. 28, № 3. С. 34–43. DOI 10.25987/VSTU.2020.14.50.004, EDN IZZZJI.

40. Шарыгина Ю.Р. Наставничество в достижении профессиональной компетентности молодого специалиста // Труд и социальные отношения. 2015. Т. 26, № 5. С. 101–113. EDN UYMKHV.

41. Шаталова Н.И. и др. Корпоративное обучение персонала организации: монография / под общ. ред. Н.И. Шаталовой. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2011. 277 с.

42. Ширинкина Е.В. Обучение персонала как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 88–100. DOI 10.24412/2227-9407-2021-2117-88-100, EDN KUSNWJ.

43. Шурыгин В.Ю. Электронные системы управления обучением в академическом и корпоративном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 335–338. DOI 10.26140/anip-2021-1002-0085, EDN CGCCUI.

44. Tannenbaum S., Yukl G. Training and development in work organizations // Annual review of psychology. 1992. No. 43. Pp. 399–441.


Рецензия

Для цитирования:


Аболмасов А.В., Смирнов С.А., Голубицкая Т.А., Долженко Р.А. Системы корпоративного обучения в производственных компаниях России. Вестник НГУЭУ. 2024;(2):39-61. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-2-039-061

For citation:


Abolmasov A.V., Smirnov S.A., Golubitskaya T.A., Dolzhenko R.A. Corporate training systems in production companies of Russia. Vestnik NSUEM. 2024;(2):39-61. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-2-039-061



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)