Библиотека в зеркале исследований: функциональность и качество услуг
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-3-194-205
Аннотация
Представлены два подхода к библиотекам: функциональный и пользовательский. Библиотека с позиции функциональной значимости выполняет функцию и формирования личности, просветительскую, мемориальную, коммуникативную функции. Библиотека с позиции качества получаемых посетителями услуг предстает как архитектурно-строительный и профессионально-библиотечный синтез. Пользователь может оценить качество предоставляемых услуг в реальном и виртуальном пространстве. Библиотека может оказать досуговые услуги – клубы, кружки, вечера, лекции, концерты. Функциональная значимость библиотеки в сочетании с высоким качеством предоставляемых услуг должна быть привлекательным местом для посетителей. Для исследования реального положения дел приведены результаты социологических исследований, проведенных ВЦИОМ по России в 2011, 2015, 2022 гг., а также в библиотеках г. Новосибирска в 2020 и 2024 гг. Результаты ВЦИОМ отражают посещаемость и варианты решения проблемы низкой посещаемости. Результаты исследования в Новосибирске отражают оценку социальных настроений в отношении библиотек. Такая оценка проведена посредством контент-анализа системы сбора отзыва клиентов о товарах, услугах, организациях Flamp. Результаты исследования библиотек Новосибирска сопоставлялись с некоторыми результатами ВЦИОМ. Сделан вывод о некоторой «надуманности» проблем непосещения, за которыми скрывается личностная недостаточная активность, низкая мотивация работы с книжными изданиями. Результаты исследования могут быть использованы при планировании деятельности библиотеки по развитию системы обслуживания пользователей.
Об авторе
С. А. ИльиныхРоссия
Ильиных Светлана Анатольевна – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии
Новосибирск
Список литературы
1. Арасланова С.С. Феномен библиотеки в пространстве элитарной и массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 220–224.
2. Как пройти в библиотеку? Российские библиотеки продолжают терять аудиторию. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kak-projti-v-biblioteku (дата обращения: 10.01.2024).
3. Калинина Е.В. Библиотечное пространство: теория, история, практика // Библиотечно-информационные коммуникации в пространстве региона. Ростов н/Д, 2008. 98 с.
4. Колгина М.В. Игровые технологии в социокультурной практике библиотек // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7. С. 25–28.
5. Красикова Е.Г. О гуманитарно-просветительской работе библиотеки // Вестник ВГМУ. 2016. № 6. С. 104–107.
6. Кряжева М.Ф., Шакирова Э.С. Библиотека как «третье место»: реализация концепции // Библиосфера. 2019. № 3. С. 93–98.
7. Кузнецова Т.Я. Модернизация библиотек и их инновационные социальные практики: опыт системного анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 81–92.
8. Курганская Л.М., Кубаев А.А. Библиотечное пространство: понятие, виды и модернизация // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 3 (15). С. 168–173.
9. Кучеркова О.А. Услуги государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации, представленные на созданных ими сайтах // Культура: теория и практика. 2018. № 2 (23). С. 18–20.
10. Лобанова Д.А. Потребление библиотечных услуг в г. Новосибирске // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии. Материалы III Сибирского социологического форума с международным участием. Новосибирск, 2020. С. 232–236.
11. Лопатина Н.В. Дистанционная работа в библиотеке: постановка вопроса // Вестник МГУКИ. 2017. № 2 (76). С. 138–145.
12. Нещерт М.Ю. Социальные функции публичной библиотеки в трудах отечественных библиотековедов // Библиотековедение. 2019. № 1. С. 18–29.
13. Пронина Л.А. Библиотеки сегодня: модернизация, оптимизация или трансформация? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. № 2 (10). С. 5–11.
14. Рассадина М.И. Библиотека в условиях глобальной информатизации: проблемы трансформации // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 51–60.
15. Ревякина Н.С. Традиционные и инновационные виды библиотечного сервиса // Kant. 2015. № 4 (17). С. 69–73.
16. Сиротюк О.В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве // Библиосфера. 2017. № 2. С. 17–22.
17. Соколов А.В. Функции библиосферы // Научные и технические библиотеки. 2016. № 1. С. 7–25.
18. Толстоухова И.В., Маслакова М.В. Библиотечное обслуживание молодежи: современные тенденции // Библиосфера. 2019. № 1. С. 71–75.
19. Тренды культурного досуга: 1992–2022. Россияне стали чаще посещать музеи и выставки, зато популярность библиотек и книжных магазинов несколько снизилась. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-kulturnogo-dosuga-1992-2022 (дата обращения: 10.01.2024).
20. Федореева Л.В. Современные тенденции модернизации библиотечного пространства // Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 87–91.
21. Хавкина Л.Б. Книга и библиотека. СПб.: Изд-во РНБ, 2011. 152 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ильиных С.А. Библиотека в зеркале исследований: функциональность и качество услуг. Вестник НГУЭУ. 2024;(3):194-205. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-3-194-205
For citation:
Ilyinykh S.A. Library in the mirror of research: functionality and quality of services. Vestnik NSUEM. 2024;(3):194-205. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-3-194-205