

Приоритеты и традиционные ценности в корпоративной стратегической коммуникации: региональный фокус
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-010-031
Аннотация
Корпоративная стратегическая коммуникация важна для устойчивого развития современного бизнеса и его эффективного взаимодействия с обществом. Целью исследования является изучение приоритетов и традиционных ценностей в стратегических заявлениях на официальных интернет-страницах крупных компаний конкретного региона. В качестве тестовой площадки для данного пилотного исследования выбрана Вологодская область. Материалом для анализа являются 20 стратегических заявлений крупных компаний Вологодской области. Их содержание анализируется, во-первых, с использованием палетки Пирса–Дэвида, позволяющей установить наличие/отсутствие ключевых приоритетов (потребители, имидж, сотрудники и т.п.), а, во-вторых, путем выделения специально сгруппированных традиционных ценностей российского общества (Родина, труд, общество и т.д.). Согласно полученным результатам, рассматриваемые крупные компании заявляют несколько приоритетов, среди которых чаще всего фигурируют продукты/услуги, а реже всего – сотрудники. Также в изученных стратегических заявлениях обнаружены все группы традиционных ценностей (обычно одна–три на заявление), среди которых повышенной частотой обладают общество, труд и традиции, а резко пониженной – семья. Результаты указывают на значительную зрелость стратегической коммуникации крупных компаний Вологодской области. Предполагается влияние региональной специфики на особенности взаимодействия бизнеса и общества. Проведенное исследование вносит вклад в концептуальное обоснование феномена регионального социального партнерства и выявление особенностей его формирования и развития.
Об авторах
Н. Н. ЯшаловаРоссия
Яшалова Наталья Николаевна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления
Череповец
Д. А. Рубан
Россия
Рубан Дмитрий Александрович – кандидат геолого-минералогических наук, доцент, кафедра организации и технологий сервисной деятельности, Высшая школа бизнеса
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Weigelt K., Camerer C. Reputation and corporate strategy: A review of recent theory and applications // Strategic Management Journal. 1988. Vol. 9. P. 443–454.
2. Porter M.E., Kramer M.R. Strategy & society: The link between competitive advantage and corporate social responsibility // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. P. 78–92.
3. Ireland R.D., Covin J.G., Kuratko D.F. Conceptualizing corporate entrepreneurship strategy // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2009. Vol. 33. P. 19–46.
4. Helfaya A., Bui P. Pursuing a corporate sustainable identity: Green governance strategy, hybrid vehicle development, knowledge and sustainability performance // Journal of Innovation and Knowledge. 2025. Vol. 10. P. 100660.
5. Yang D., Shen H. Research on the impacts and mechanisms of digital strategy on corporate innovation investment // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2025. Vol. 11. P. 100471.
6. Зинина Л.И., Щукин М.Н. Формирование корпоративной стратегии интеграционных процессов в АПК региона // Регионология. 2009. № 3. С. 123–129.
7. Рубан-Лазарева Н.В. Роль корпоративных стратегий в устойчивом развитии российских регионов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 4-2. С. 277–283.
8. Dosso M., Lebert D. The centrality of regions in corporate knowledge flows and the implications for Smart Specialisation Strategies // Regional Studies. 2020. Vol. 54. P. 1366–1376.
9. Salleh M., Grunewald D. Corporate Strategy for Doing Business in the Asia Pacific Region // Cross Cultural Management. 1997. Vol. 4. P. 19–25.
10. Hua X.Z., Hasan N.A.M., De Costa F. The Performance of Corporate Social Responsibility Communication in the Web 2.0 Era: A Bibliometric Analysis of CSR Communication in Social Media Field // Studies in Media and Communication. 2023. Vol. 11. P. 233–250.
11. Kim S., Rader S. What they can do versus how much they care: Assessing corporate communication strategies on Fortune 500 web sites // Journal of Communication Management. 2010. Vol. 14. P. 59–80.
12. Tenca E. Remediating corporate communication through the web: The case of about us sections in companies’ global websites // ESP Today. 2018. Vol. 6. P. 84–106.
13. Поклад М.А. Анализ социально-экономического развития Вологодской области // Экономика. Социология. Право. 2024. № 3. С. 46–53.
14. Тулина Т.М. Развитие потенциала среднего класса общества как фактора реализации стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года // Научные исследования и разработки. Экономика. 2020. № 2. С. 60–67.
15. Tucker M.L., Powell K.S., Dale Meyer G. Qualitative Research in Business Communication: A Review and Analysis // Journal of Business Communication. 1995. Vol. 32. P. 383–399.
16. Varey R.J. A critical review of conceptions of communication evident in contemporary business and management literature // Journal of Communication Management. 2000. Vol. 4. P. 328–340.
17. Verma A.K., Ansari S.N., Bagaria A., Jain V. The Role of Communication for Business Growth: A Comprehensive Review // World Journal of English Language. 2022. Vol. 12. P. 164–171.
18. Singh P., Singh N. Entrepreneurial innovations in business communication: a systematic review of 6G and future research agenda // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2024. Vol. 53. P. 324–343.
19. Abdullah Z., Anumudu C.E., Raza S.H. Examining the digital organizational identity through content analysis of missions and vision statements of Malaysian and Singaporean SME company websites // Bottom Line. 2022. Vol. 35. P. 137–158.
20. Bottai C., Crosato L., Domenech J., Guerzoni M., Liberati C. Scraping innovativeness from corporate websites: Empirical evidence on Italian manufacturing SMEs // Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 207. P. 123597.
21. Heinrich S. Deriving technology indicators from corporate websites: a comparative assessment using patents // Applied Economics Letters. 2025. Vol. 32. P. 28–41.
22. Pearce J.A., David F. Corporate Mission Statements: The Bottom Line // Academy of Management Executive. 1987. Vol. 1. P. 109–116.
23. David F.R. How companies define their mission // Long Range Planning. 1989. Vol. 22. P. 90–97.
24. Alegre I., Berbegal-Mirabent J., Guerrero A., Mas-Machuca M. The real mission of the mission statement: A systematic review of the literature // Journal of Management and Organization. 2018. Vol. 24. P. 456–473.
25. Aladag O.F., Koseoglu M.A. Intellectual connections in mission statements scholarship: a future research agenda // Nankai Business Review International. 2024. Vol. 15. P. 88–111.
26. Keshvari M.M., Nikabadi M.S. A comparative study on vision, mission statement and goals of world-class automotive companies with text mining approach // International Journal of Applied Management Science. 2025. Vol. 17. P. 52–71.
27. Lizares R.M. Investigating the association of mission statement and performance using the component and stakeholder approaches in an emerging market // Journal of Management and Organization. 2024. Vol. 30. P. 1367–1391.
28. Akinyele K.O., Arnold V., Sutton S.G. Motivating unrewarded task performance: The dual effects of incentives and an organisational value statement in a discretionary task setting // Accounting and Finance. 2022. Vol. 62. P. 2439–2466.
29. Ruban D.A., Yashalova N.N. Corporate Web Positioning as a Strategic Tool in Agriculture // Agriculture. 2022. Vol. 12. P. 1101.
30. Mea W.J., Sims R.R. Human Dignity-Centered Business Ethics: A Conceptual Framework for Business Leaders // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 160. P. 53–69.
31. Гришанин Н.В., Миневич Я.В., Соколова Т.Д., Тиджиев Д.А. Патриотизм как ценностный ресурс в разработке корпоративной культуры российских компаний: оценка факторов, генезис понятий, тренды и тенденции развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 185–205.
32. Yashalova N.N., Ruban D.A., Latushko N.A. Cultivating patriotism – a pioneering note on a Russian dimension of corporate ethics management // Administrative Sciences. 2021. Vol. 11. P. 68.
33. Katamba D., Wickert C.M.J., Nkiko C.M. Humanism as an Institutional Driver of Corporate Social Responsibility (CSR) Activities // CSR, Sustainability, Ethics and Governance. 2024. Vol. F3523. P. 21–44.
34. Masiero E., Leoni G., Bagnoli C. Ideals-based accountability through history: the case of an Italian glass-maker’s family business // Journal of Management History. 2022. Vol. 28. P. 325–340.
35. Рубан Д.А. Семейные ценности как универсальный фактор развития предпринимательства: библиографический анализ международных исследований // Вестник НГУЭУ. 2024. № 4. С. 97–113.
36. Fernandez V. Family entrepreneurship around the world // International Review of Financial Analysis. 2023. Vol. 89. P. 102808.
37. Xu X., Zhang Y., Liao Y., Fu X. Labor Protection, Enterprise Innovation, and Sustainable Development // Sustainability. 2023. Vol. 15. P. 8529.
38. Huo B., Liu X., Li S. The impact of justice on information sharing and innovation performance: a social exchange theory perspective // Journal of Business and Industrial Marketing. 2023. Vol. 38. P. 2519–2532.
39. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 1. С. 43–60.
40. Liang L., Liu S., Yang D., Zhang C. Do Eastern Religious Traditions Stifle or Encourage Corporate Innovation? Evidence from China // Journal of International Accounting Research. 2024. Vol. 23. P. 139–167.
41. Lin Q., Huang Y., Zhu R., Zhang Y. Comparative analysis of mission statements of Chinese and American fortune 500 companies: A study from the perspective of linguistics // Sustainability. 2019. Vol. 11. P. 4905.
42. Xu C.S., Nair G.V., Thinavan P., Kim V.W.E. Customer perception of corporate communication via weblogs: A case study on a budget airline // SEARCH Journal of Media and Communication Research. 2014. Vol. 6. P. 65–78.
43. Yadav N., Sehgal V. India’s Super 50 companies and their mission statement: a multifold perspective // Journal of Strategy and Management. 2019. Vol. 12. P. 208–226.
44. Marfo E.O., Amoako K.O., Arthur J.L., Yankey N. Sustainability dimensions in the mission, vision and value statements of the largest corporations in Ghana: a sectoral analysis // International Journal of Law and Management. 2024. Vol. 66. P. 624–645.
45. Johansson B., Klaesson J. Business services in regional economies: exploring the co- evolution of supply, demand, and sectoral interactions // Annals of Regional Science. 2024, Vol. 73. P. 1497–1516.
46. Viswanathan P.K., Bahinipati C.S. Growth and human development in the regional economy of Gujarat, India: an analysis of missed linkages // Journal of Social and Economic Development. 2021. Vol. 23. P. 25–47.
47. Sun Y. The effect of corporate social responsibility on total factor productivity: Insights into managerial myopia and innovation mediation // Finance Research Letters. 2025. Vol. 75. P. 106854.
48. Li W., Yan T., Li Y. Corporate social responsibility and financial performance in a cross-country context: A meta-analysis // Journal of Business Research. 2025. Vol. 190. P. 115218.
49. Sun W., Rahman M. Volume and value of technological innovation: the role of corporate social responsibility and business architectural factors // R and D Management. 2025. Vol. 55. P. 487–507.
50. Wang L., Dong L. The interactive effects of strategy communication and report integration on investors’ reactions to corporate social responsibility measures // Advances in Accounting. 2025. Vol. 68. P. 100784.
51. Chan T.J., Huam H.T., Wong S.Y., Samson J., Fadzilah A.H.H. The impact of corporate social responsibility practices on customer purchase intention of clothing industry: An integration of triple bottom line and ISO26000 // Decision Science Letters. 2024. Vol. 14. P. 79–90.
Рецензия
Для цитирования:
Яшалова Н.Н., Рубан Д.А. Приоритеты и традиционные ценности в корпоративной стратегической коммуникации: региональный фокус. Вестник НГУЭУ. 2025;(2):10–31. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-010-031
For citation:
Yashalova N.N., Ruban D.A. Priorities and traditional values in corporate strategic communication: a regional focus. Vestnik NSUEM. 2025;(2):10–31. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-010-031