«Неакадемический импульс»: выбытие студентов из вузов
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124
Аннотация
Исследование отчисления студентов актуальная, но недостаточно исследуемая проблематика. Для изучения проблематики «неакадемического импульса» в теоретической части работы выделены некоторые показатели, отражающие возможность выбытия студентов. Первый показатель – недостаточный уровень базовой (довузовской) подготовки и несоответствие уровня подготовки выпускника школы тем требованиям, которые предъявляются в высшем учебном заведении. Второй показатель – несоответствие профиля образования интересам, потребностям и способностям студентов. Третий показатель – низкая адаптация к образовательной среде вуза. Четвертый показатель – личностные особенности студентов, которые проявляются в социальном и психологическом аспектах. Пятый показатель – финансовые возможности студентов. Шестой показатель выбытия студентов – это их активная жизненная позиция, участие в социальных проектах, волонтерстве. В эмпирической части работы приведены результаты социологического исследования студентов новосибирских вузов в 2025 г. и опроса преподавателей. Выделенные показатели были верифицируемы на двух группах студентов: выбывших и продолжающих обучение. Студенты, продолжающие обучение, испытывают те же трудности, что и отчисленные. Ключевую роль, несмотря на трудности, играют социальная установка на веру в собственные силы; адаптивное поведение, которое определяет устойчивость к стрессу; самоэффективность и внутренний локус контроля. Немаловажную роль играет социальный и культурный капитал, который удерживает студентов от выбытия. Сделан вывод о необходимости внимания к осознанности выбора вуза и специальности. Полученная в результате исследования информация может быть полезной при планировании деятельности вузов по сохранности контингента.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. ИльиныхРоссия
Светлана Анатольевна Ильиных, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедра социологии
Новосибирск
Список литературы
1. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2024. 132 с.
2. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2024 год. М., 2025. URL: http://static.government.ru/media/files/rfMFpwIUlBHNM33qAtOqNimaoiOf43wR.pdf (дата обращения: 10. 06. 2025).
3. Груздев И.А., Горбунова Е.В., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67–80.
4. Винокурова О.С. Уровень выбытия на российском рынке высшего образования и пути его снижения // Педагогика и просвещение. 2022. № 3. С. 1–13. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.3.38313.
5. Berger J.B. Optimizing Capital, Social Reproduction, and Undergraduate Persistence: A Sociological Perspective / Reworking the Student Departure Puzzle / J.M. Braxton (ed.). Nashville, TN: Vanderbilt University, 2000. P. 95–124.
6. Tinto V. Student Retention and Graduation: Facing the Truth, Living with the Consequences. Washington, DC: The Pell Institute, 2004
7. Adelman C. The toolbox revisited: Paths to degree completion from high school through college. Washington, DC: U.S. Department of Education, 2006
8. Тимофеева А.Ю., Аврунев О.Е. Отчисления студентов в процессе обучения: объяснительная cила ЕГЭ // Мы продолжаем традиции российской статистики : сб. докладов I Открытого российского статистического конгресса. Новосибирск. Новосибирск: НГУЭУ «НИНХ», 2016. С. 133–140.
9. Бодряков В.Ю., Нигматуллина Е.Н., Фомина Н.Г. К вопросу о влиянии структуры интеллекта по Амтхауэру на отчисления студентов математического факультета УРГПУ поступления 2006 г. // V региональная научно-практическая конференция «Колмогоровские чтения – 2009» : сб. материалов (Владикавказ, 12–16 февраля 2009 г.). Владикавказ, 2010. С. 32–37.
10. Кочергина Е.В., Прахов И.А. Взаимосвязь между отношением к риску, успеваемостью студентов и вероятностью отчисления из вуза // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 206–223.
11. Grove D. UK Has ‘Lowest Drop-Out Rate in Europe’ // Times Higher Education. 2014. URL: https://www.timeshighereducation.co.uk/news/uk-has-lowest-drop-out-rate-in-europe/2012400.article (дата обращения: 10. 06. 2025).
12. Weissmann J. America’s Awful College Dropout Rates. In 4 Charts. 2014. URL: http://www.slate.com/blogs/moneybox/2014/11/19/u_s_college_dropouts_rates_explained_in_4_charts.html (дата обращения: 10. 06. 2025).
13. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 158–182.
14. Bean J., Eaton S.B. The Psychology Underlying Successful Retention Practices // Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice. 2001. Vol. 3, no. 1. P. 73–89.
15. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131.
16. Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8–24. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-8-24.
17. Шапоров А.М. Прогнозирование риска отчисления как результат академической неуспешности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 48–55.
18. Богдан Д.И., Власова О.В., Коноплина Н.В. Качество высшего образования в оценках субъектов образовательного процесса // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (82). С. 69–79.
19. Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А. Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции // СНиСП. 2023. № 1 (41). С. 44–69.
Рецензия
Для цитирования:
Ильиных С.А. «Неакадемический импульс»: выбытие студентов из вузов. Вестник НГУЭУ. 2025;(4):111-124. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124
For citation:
Ilynykh S.A. “Nonacademic impulse”: students dropping out of universities. Vestnik NSUEM. 2025;(4):111-124. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124

























