Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Неакадемический импульс»: выбытие студентов из вузов

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124

Аннотация

   Исследование отчисления студентов актуальная, но недостаточно исследуемая проблематика. Для изучения проблематики «неакадемического импульса» в теоретической части работы выделены некоторые показатели, отражающие возможность выбытия студентов. Первый показатель – недостаточный уровень базовой (довузовской) подготовки и несоответствие уровня подготовки выпускника школы тем требованиям, которые предъявляются в высшем учебном заведении. Второй показатель – несоответствие профиля образования интересам, потребностям и способностям студентов. Третий показатель – низкая адаптация к образовательной среде вуза. Четвертый показатель – личностные особенности студентов, которые проявляются в социальном и психологическом аспектах. Пятый показатель – финансовые возможности студентов. Шестой показатель выбытия студентов – это их активная жизненная позиция, участие в социальных проектах, волонтерстве. В эмпирической части работы приведены результаты социологического исследования студентов новосибирских вузов в 2025 г. и опроса преподавателей. Выделенные показатели были верифицируемы на двух группах студентов: выбывших и продолжающих обучение. Студенты, продолжающие обучение, испытывают те же трудности, что и отчисленные. Ключевую роль, несмотря на трудности, играют социальная установка на веру в собственные силы; адаптивное поведение, которое определяет устойчивость к стрессу; самоэффективность и внутренний локус контроля. Немаловажную роль играет социальный и культурный капитал, который удерживает студентов от выбытия. Сделан вывод о необходимости внимания к осознанности выбора вуза и специальности. Полученная в результате исследования информация может быть полезной при планировании деятельности вузов по сохранности контингента.

Об авторе

С. А. Ильиных
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Россия

Светлана Анатольевна Ильиных, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой

кафедра социологии

Новосибирск



Список литературы

1. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2024. 132 с.

2. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2024 год. М., 2025. URL: http://static.government.ru/media/files/rfMFpwIUlBHNM33qAtOqNimaoiOf43wR.pdf (дата обращения: 10. 06. 2025).

3. Груздев И.А., Горбунова Е.В., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67–80.

4. Винокурова О.С. Уровень выбытия на российском рынке высшего образования и пути его снижения // Педагогика и просвещение. 2022. № 3. С. 1–13. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.3.38313.

5. Berger J.B. Optimizing Capital, Social Reproduction, and Undergraduate Persistence: A Sociological Perspective / Reworking the Student Departure Puzzle / J.M. Braxton (ed.). Nashville, TN: Vanderbilt University, 2000. P. 95–124.

6. Tinto V. Student Retention and Graduation: Facing the Truth, Living with the Consequences. Washington, DC: The Pell Institute, 2004

7. Adelman C. The toolbox revisited: Paths to degree completion from high school through college. Washington, DC: U.S. Department of Education, 2006

8. Тимофеева А.Ю., Аврунев О.Е. Отчисления студентов в процессе обучения: объяснительная cила ЕГЭ // Мы продолжаем традиции российской статистики : сб. докладов I Открытого российского статистического конгресса. Новосибирск. Новосибирск: НГУЭУ «НИНХ», 2016. С. 133–140.

9. Бодряков В.Ю., Нигматуллина Е.Н., Фомина Н.Г. К вопросу о влиянии структуры интеллекта по Амтхауэру на отчисления студентов математического факультета УРГПУ поступления 2006 г. // V региональная научно-практическая конференция «Колмогоровские чтения – 2009» : сб. материалов (Владикавказ, 12–16 февраля 2009 г.). Владикавказ, 2010. С. 32–37.

10. Кочергина Е.В., Прахов И.А. Взаимосвязь между отношением к риску, успеваемостью студентов и вероятностью отчисления из вуза // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 206–223.

11. Grove D. UK Has ‘Lowest Drop-Out Rate in Europe’ // Times Higher Education. 2014. URL: https://www.timeshighereducation.co.uk/news/uk-has-lowest-drop-out-rate-in-europe/2012400.article (дата обращения: 10. 06. 2025).

12. Weissmann J. America’s Awful College Dropout Rates. In 4 Charts. 2014. URL: http://www.slate.com/blogs/moneybox/2014/11/19/u_s_college_dropouts_rates_explained_in_4_charts.html (дата обращения: 10. 06. 2025).

13. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 158–182.

14. Bean J., Eaton S.B. The Psychology Underlying Successful Retention Practices // Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice. 2001. Vol. 3, no. 1. P. 73–89.

15. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131.

16. Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8–24. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-8-24.

17. Шапоров А.М. Прогнозирование риска отчисления как результат академической неуспешности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 48–55.

18. Богдан Д.И., Власова О.В., Коноплина Н.В. Качество высшего образования в оценках субъектов образовательного процесса // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (82). С. 69–79.

19. Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А. Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции // СНиСП. 2023. № 1 (41). С. 44–69.


Рецензия

Для цитирования:


Ильиных С.А. «Неакадемический импульс»: выбытие студентов из вузов. Вестник НГУЭУ. 2025;(4):111-124. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124

For citation:


Ilynykh S.A. “Non­academic impulse”: students dropping out of universities. Vestnik NSUEM. 2025;(4):111-124. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-4-111-124



ISSN 2073-6495 (Print)