Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ УРБАНИЗАЦИИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ОТДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы дифференциации социальных норм отдачи образования в России. Целью является выявление влияния урбанизации на величину социальных норм отдачи образования. На основе макроэкономического пространственного анализа с использованием официальных российских статистических данных установлено наличие повышенных социальных норм отдачи образования в городах-мегаполисах и регионах, включающих города-миллионники. По-видимому, данное явление связано с «расплескиванием» или «диффузией» знаний в крупных городах и экстерналиями образования. Можно сделать вывод, что расходы на образование дают наибольшую социальную отдачу в крупных городах и плотно заселенных регионах.

 

Об авторах

С. Д. Капелюк
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики потребительской кооперации


А. В. Корицкий
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Россия
доктор экономических наук, профессор


Список литературы

1. Гимпельсон В., Лукьянова А. «О бедном бюджетнике замолвите слово…»: межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 81–106.

2. Гимпельсон В., Горбачева Т., Капелюшников Р. и др. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий // Вопросы экономики. 2007. № 10. С. 52–74.

3. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 575 с.

4. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5–19.

5. Капелюшников Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Ч. II // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 120–147.

6. Корицкий А.В. Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования // Креативная экономика. 2007. № 12. С. 72–80.

7. Корицкий А.В. Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования (окончание) // Креативная экономика. 2008. № 1. C. 71–77.

8. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. Т. 14, № 3. С. 326–348.

9. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011.

10. Agrawal T. Returns to Education in India: Some Recent Evidence // Indira Gandhi Institute of Development Research. WP2011-017. September 2011.

11. Asadullah M.N. Returns to Education in Bangladesh // Education Economics. 2006. Vol. 14, № 4. P. 453–468.

12. Barro R. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. Cambridge, MA: MIT Press, 1997.

13. Bassanini A., Scarpetta S. The Driving Forces of Economic Growth: Panel Data Evidence for OECD Countries // OECD Economic Studies. 2001. № 33. P. 9–56.

14. Benhabib I., Spiegel M.M. The role of human capital in economic development: evidence from aggregate cross-country data // Journal of Monetary Economics. 1994. Vol. 34, № 2. P. 143–173.

15. Black D., Henderson V. Spatial Evolution of Population and Industry, AER, May 1999. P. 253–327.

16. Bils M., Klenow P.J. Does Schooling Cause Growth or the Other Way Around? // NBER Working Paper Series. Working Paper No 6393. February 1998.

17. Boucekkine R., de la Croix D., Licandro O. Vintage Human Capital, Demographic Trends, and Endogenous Growth // Journal of Economic Theory. 2002. Vol. 104, № 2. P. 340–375.

18. Boucekkine R., de la Croix D., Peeters D. Early Literacy Achievements, Population Density and the Transition to Modern Growth // Technical Report. CORE. 2005.

19. Caselli F. Accounting for Cross – Country Income Differences // CEP Discussion Paper № 667. January 2005.

20. Choi S.M. How Large are Learning Externalities? // International Economic Review. 2011. Vol. 52, № 4. P. 33–1103.

21. de la Croix D., Lindh Th., Malmberg B. Growth and Longevity from the Industrial Revolution to the Future of an Aging Society // UCL Discussion Paper, June 2006-37.

22. de la Fuente A., Ciccone A. Human capital in a global and knowledge-based economy // Report for European Commission. May 2002.

23. Duraisamy P. Changes in returns to education in India, 1983–94: by gender, age-cohort and location // Economics of Education Review. 2002. Vol. 21, № 6. P. 609–622.

24. Galor O., Weil D. Population, Technology, and growth: From Malthusian Stagnation to the Demographic Transition and beyond // American Economic Review. 2000. Vol. 90, № 4. P. 806–828.

25. Goetz S.J., Rupasingha A. The Return to Education in Rural Areas // The Review of Regional Studies. 2004. Vol. 34, № 3. P. 245–259.

26. Haisken-DeNew J.P., Michaelsen M.M. Migration Magnet: The role of work experience in rural-urban wage differentials in Mexico // Ruhr Economic Paper No 263. June 2011.

27. Hall R.E., Jones Ch.I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? // NBER Working Paper Series. Working Paper 6564. May 1998.

28. Hanushek E. Publicly Provided Education. In Alan J. Auerbach and Martin Feldstein, eds. Handbook of Public Economics. Vol. 4. Amsterdam: North-Holland, 2002. P. 2045– 2141.

29. Hanushek E.A., Kimko D. Schooling, Labor Force Quality, and the Growth of Nations // American Economic Review. 2000. Vol. 90, № 5. P. 1184–1208.

30. Kelly A., Schmidt R. Aggregate population and economic growth correlations: the role components of demographic changes // Demography. 1995. Vol. 32. P. 543–555.

31. Kimenyi M.S., Mwabu G., Manda D.K. Human Capital Externalities and Private Returns to Education in Kenya // Eastern Economic Journal. 2006. Vol. 32, № 3. P. 493–513.

32. Klenow P., Rodriquez-Clare A. The Neoclassical Revival in Growth Economics: Has it Gone Too Far? // NBER Macroeconomics Annual. 1997. Vol. 12. P. 73–114.

33. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. July 1988. Vol. 22, № 1. P. 3–42.

34. Luo X., Zhu N. Rising Income Inequality in China: A Race to the Top // The World Bank. Policy Research Working Paper 4700. August 2008.

35. Nielsen H.S., Westergard-Nielsen N. Returns to Schooling in LDCs: New Evidence from Zambia // Centre for Labour Market and Social Research Working Paper 98-10. September 1998.

36. Nugent J.B., Saleh M. Intergenerational Transmission Of, And Returns To Human Capital And Changes Therein Over Time: Empirical Evidence From Egypt // Economic Research Forum Working Paper 468. February 2009.

37. Orazem P., Glewwe P., Patrinos H. The benefits and costs of alternative strategies to improve educational outcomes // Iowa State University. Department of Economics Working Paper No 07028. November 2007.

38. Paternostro S., Sahn D.E. Wage determination and gender discrimination in a transition economy: the case of Romania // The World Bank. Policy Research Working Paper 2113. May 1999.

39. Psacharopoulos G., Patrinos H.A. Returns to Investment in Education: A Further Update // The World Bank. Policy Research Working Paper 2881. September 2002.

40. Ram R., Schultz T. Life span, health, savings and productivity // Economic Development and Cultural Change. 1977. Vol. 27. P. 399–421.

41. Rauch J.E. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities // Journal of Urban Economics. 1993. Vol. 34, № 3. P. 380–400.

42. Romer P.M. Increasing Returns and Long-Run Growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94, № 5. P. 1002–1037.

43. Sianesi B., Reenen J.V. The Returns to Education: A Review of Empirical MacroEconomic Literature // The Institute for Fiscal Studies. IFS. WPO2/05. March 2002.

44. Templ J. Growth Effects of Education and Social Capital in the OECD Countries // OECD Economic Studies. 2001. № 33. P. 57–101.

45. Verner D. Labor Markets in Rural and Urban Haiti // The World Bank. Policy Research Working Paper 4574. March 2008.

46. Warunsiri S., McNown R. The Returns to Education in Thailand: A Pseudo-Panel Approach // World Development. 2010. Vol. 38, № 11. P. 1616–1625.


Рецензия

Для цитирования:


Капелюк С.Д., Корицкий А.В. ВЛИЯНИЕ УРБАНИЗАЦИИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ОТДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Вестник НГУЭУ. 2015;(2):231-251.

For citation:


Kapelyuk S.D., Koritskiy A.V. IMPACT OF URBANIZATION ON DIFFERENTIATION OF SOCIAL RETURN RATES OF EDUCATION IN RUSSIA. Vestnik NSUEM. 2015;(2):231-251. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)