ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ТИПОЛОГИИ ДАННЫХ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПОДДЕРЖКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация
Одним из эффективных и современных инструментов оценки деятельности бизнеса является портфельный анализ. Западные компании используют его в принятии решений достаточно давно – с середины прошлого столетия. В последние годы он находит все большее применение в российской практике. Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого менеджмент организации оценивает различные виды продукции и направления хозяйственной деятельности с целью определения наиболее эффективных из них на основе применения специально разработанных нормативных стратегий. Качественное выполнение всех этапов портфельного анализа позволяет: идентифицировать стратегические единицы; позиционировать их на рынке; определить перспективы развития стратегических единиц и вклад в корпоративный портфель компании. Достоинства портфельного анализа: компактное и наглядное отображение позиций и основных проблем бизнеса; простота и доступность; акцент на качественные стороны анализа; возможность немедленного внедрения результатов. В статье предпринята попытка обобщения результатов авторских исследований нескольких последних лет в области портфельного анализа, акцент сделан на несколько моментов: излагается позиция авторов по поводу места и времени рождения концептуального содержания метода; рассмотрены недостаточно обсуждаемые в специальной литературе статистические проблемы построения наиболее популярных матриц портфельного анализа; представлены разработанные и апробированные на реальных данных модификации некоторых матриц.
Об авторах
В. В. ГлинскийРоссия
Докторэкономическихнаук, профессор,заведующийкафедройстатистики
Ю. В. Гусев
Россия
Докторэкономическихнаук,профессор,ректор
С. Г. Золотаренко
Россия
Докторэкономических наук,профессор,заведующий кафедройэкономикиипредпринимательства
Л. К. Серга
Россия
Кандидатэкономическихнаук, доцент, кафедра статистики
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
2. Афанасьев В.Н., Любчич В.В. Моделирование поведения экономических субъектов на основе понимания причинности // Вестник ОГУ. Оренбург, 2008. № 84. С. 4–6.
3. Бобров Л.К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания // Научные и технические библиотеки. 2006. № 2. С. 54–58.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 414 с.
5. Гэбей Дж. Бостонская матрица // Управление качеством. 2005. № 12. С. 8–9.
6. Глинский В.В. Статистические методы поддержки управленческих решений: Монография. Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2008. 256 с.
7. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ: Учебное пособие. 3-е изд., перераб.и доп. М.: Изд-во ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 241 с.
8. Глинский В.В. «Русский крест» книжного бизнеса // ЭКО (экономика и организация промышленного производства). 2008. № 3. С. 41–56.
9. Глинский В.В. Как измерить малый бизнес? // Вопросы статистики. 2008. № 7. С. 73–75.
10. Глинский В.В. Мифическая статистика малого бизнеса. Проблемы статистического изучения турбулентных совокупностей // ЭКО (экономика и организация промышленного производства). 2008. № 9. С. 51–62.
11. Глинский В.В. Периодизация демографической ситуации. Перспективы национального проекта по улучшению демографической ситуации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 10(48). С. 30–37.
12. Глинский В.В. Портфельный анализ: сущность и применение // Финансы и бизнес. 2008. № 4. С. 105–109.
13. Глинский В.В. Портфельный анализ в статистическом исследовании клиентов предприятия // Финансы и бизнес. 2009. № 1. С. 86–93.
14. Глинский В.В. О применении периодизации в портфельном анализе // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 11(49). С. 14–17.
15. Глинский В.В. Типология экономического развития современной России на основе методов периодизации макроэкономических процессов // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 1(318). С. 160–165.
16. Глинский В.В. О применении портфельного анализа в оценке клиентской составляющей // Экономические и гуманитарные науки. 2009. № 1 (207). С. 112–115.
17. Глинский В.В., Серга Л.К. Статистика XXI века. Вектор развития // Вестник НГУЭУ.2011. № 1. С. 108–118.
18. Глинский В.В., Овечкина Н.И. Тенденции демографической политики: сдержанный оптимизм третьего цикла // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2010. № 16. С. 14–18.
19. Глинский В.В., Макаридина Е.В. О модели жизненного цикла высшего профессионального образования России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3. С. 12–18.
20. Глинский В.В. Российский книжный бизнес: проблемы и перспективы // Вестник НГУЭУ. 2008. № 1. С. 191–199.
21. Журавский Д.П. Об источниках и употреблении статистических сведений. М.: Госстатиздат, 1946. 120 с.
22. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес,2003. 256 с.
23. Книжный бизнес России: итоги 2005 года // Книжный бизнес. 2006. № 1. С. 4–8.
24. Минцберг Г., Альстренд, Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. 331 с.
25. Портер Е.М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
26. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа. М.: ЮНИТИ, 1998.
27. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 311 с.
28. Boston Consulting Group Staff. Perspectives on Experience. Boston: Boston ConsultingGroup Staff, 1968.
29. Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise, rpt. Ed. Cambridge, MA: MIT Press, 1982.
30. Day G.S. Analysis for Strategic Marketing Decisions. West Publishing Company, 1986.
31. Hax Arnoldo C., Majluf Nicolas S. The Use of the Growth-Share Matrix in Strategic Planning. Interfaces., 1983. Vol.13, N 1. P. 46–60.
32. Hichens R.E., Robinson S.J.Q., Wade D.P. The Directional Policy Matrix: Tool for strategic planning, 1978. Vol.11, june. P. 8–15.
33. Naylor Thomas H. The Corporate Strategy Matrix. New York: Basic Books, 1986.
34. Segev E. Coporate Strategy: Portfolio Models. London, Internacional Thomson/Boyd and Fraser, 1995.
35. Glinskiy V., Donskikh O., Serga L., Makaridina E. Model of the life cycle of professional higher education in Russia as a management tool of the stable development of the sector // Sustainable Manufacturing – Shaping Global Value Creation. Technical University of Berlin, Germany, 2011. P. 283–286.
36. Glinskiy V., Zolotarenko S., Serga L. Estimation of steady development of small business: statistical aspects // Sustainable Manufacturing – Shaping Global Value Creation.Technical University of Berlin, Germany, 2011. P. 319–324.
Рецензия
Для цитирования:
Глинский В.В., Гусев Ю.В., Золотаренко С.Г., Серга Л.К. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ТИПОЛОГИИ ДАННЫХ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПОДДЕРЖКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Вестник НГУЭУ. 2012;(1):25-53.
For citation:
Glinskiy V.V., Gusev Yu.V., Zolotarenko S.G., Serga L.K. THE PORTFOLIO ANALYSYS IN THE DATA TYPOLOGY: METHOLOGY AND APPLICATIONS IN THE MANAGERIAL DECISIONS SUPPORT. Vestnik NSUEM. 2012;(1):25-53. (In Russ.)