Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

ВЕЛИКИ ЛИ ФИНАНСОВЫЕ ВЫГОДЫ ГОСУДАРСТВА ОТ ЗАТРАТ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ?

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о выгодности для бюджета России расходов на образование. Помимо положительных последствий расходов на образование, описанных многими современными экономистами, таких как развитие научно-технического прогресса и рост доходов населения, в статье с помощью регрессионного анализа показано наличие положительной обратной связи между уровнем образования занятых в экономике регионов и налоговыми доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Об авторах

А. В. Корицкий
Новосибирский государственный технический университет
Россия

доктор экономических наук, профессор, 

Новосибирск



И. Н. Карелин
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

старший преподаватель, кафедра общей экономической теории, 

Новосибирск



В. А. Семенихина
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

кандидат экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории, 

Новосибирск, 



Список литературы

1. Баранов А.О., Неустроев Д.О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX–XXI вв. // ЭКО. 2010. № 9.

2. Гимпельсон В., Горбачева Т., Капелюшников Р. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий // Вопросы экономики. 2007. № 10. С. 52–74.

3. Гимпельсон В., Лукьянова А. О бедном бюджетнике замолвите слово: межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики. 2006. № 6.

4. Загладин Н.В., Иванов Н.П., Марцинкевич В.И. и др. Проблема избыточности интеллектуального потенциала России // Человеческий капитал и Россия. М.: ИМЭМО РАН, 2005.

5. Инновационное развитие Сибири: теории, методы, эксперименты / ИЭиОПП. Новосибирск, 2011. С. 65.

6. Капелюшников Р.М. Записка об отечественном человеческом капитале: Препринт WP3/2008/01. М.: Изд. дом ГН ВШЭ, 2008.

7. Клинова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в европейском союзе: государственный и наднациональный контексты // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 80.

8. Комарова А.В., Павшок О.В. Оценка вклада человеческого капитала в экономический рост регионов России (на основе модели Мэнкью–Ромера–Уэйла) // Вестник НГУ. 2007. Сер. «Социально-экономические науки».Т. 7. Вып. 3.

9. Кольчугина М. Нацпроект «Образование»: инноватизация подготовки кадров // ИМЭиМО. 2009. № 9.

10. Корицкий А.В., Семенихина В.А., Карелин И.Н. Динамика отдачи фонда высшего образования в России //Вестник НГУ. 2014. № 2. С. 38–47.

11. Корицкий А.В. Избыточна ли численность образованных работников в экономике России? // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. № 1. С. 32–41.

12. Корицкий А.В. Высока ли предельная производительность труда работников с высшим образованием // Креативная экономика. 2013. № 2. С. 24–29.

13. Лузан П.П. Высшее образование в России: от разрушения к развитию // ЭКО. 2009. № 12.

14. Лукас Р.Э. Лекции по экономическому росту. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. 288 с.

15. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России: Научный доклад / № 99/04. М.: EERC.

16. Ощепков А.Ю. Межрегиональная дифференциация в заработной плате // Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова. Гл. 4. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

17. Ощепков А.Ю. Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал ВШЭ. 2010.Т. 14. № 4. С. 38–491.

18. Ощепков А.Ю. Что влияет на отдачу образования: межрегиональный анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2011.Т.15. № 4. С. 34–49.

19. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006–2014 гг.

20. Савицкая Е., Чертыковцева Д. Финансирование и качество школьного образования: эконометрический подход // Вопросы экономики. 2013. № 4.

21. Семенов А.С. Инновации в экономике с ресурсодобывающим сектором. М.: Российская экономическая школа, 2004. 34 с.

22. Тарасов А.И. Эндогенный экономический рост, образование и защита прав на интеллектуальную собственность. М.: Российская экономическая школа, 2003. 20 с.

23. Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество // ЭКО. 2008. № 9. С. 39–129.

24. Хелпман Э. Загадка экономического роста. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. 240 с.

25. Acemoglu D., Zilibotti F. Productivity Differences. Quarterly Journal of Economics 116:2 (2001), 563-606.

26. Badinger H., Tondl G.Trade, Human Capital and Innovation:The Engines of European Regional Growth in the 1990 s. Research Institute for European Affairs University of Economic and Business Administration Vienna. Working Papers. IEF Working Paper № 42. 2002.

27. Barro R. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study, MIT Press: Cambridge, MA. 1997.

28. Benhabib J., Spiegel M. Human Capital and Technology Diffusion, FRBSF Working Paper 2003 – 02, 2002.

29. Benhabib J., Spiegel M.The role of human capital in economic development: Evidence from aggregate cross-country data. Journal of Monetary Economics 34, 1994.

30. Becker Gary S., Glaeser Edward E., Murphy Kevin M. Population and Economic growth. AEA Papers and Proceedings. May. 1999.Vol. 89. № 2.

31. Blundell R., Derden L., Meghir C., Sianesi B. Human Capital Investment:The Returns from Education and Training tu Individual, the Firm and the Economy. Fiscal Studies. 1999.Vol. 20. N 1. P. 1–23.

32. Boucekkine R., Croix D.de la, Licandro O. Vintage Human Capital, Demografic Trends, and Endogenous Growth // Journal of Economic Theory. 2002. № 104. P. 343.

33. Easterly W., Levin R.C. It’s Not Factor Accumulation: Stylized Facts and Growth Models,World Bank Economic Review 15:2 (2001), 177–219.

34. Caselli F. Acounting for Cross-Country Income Differences, in P. Agion and S.N. Durlauf (eds), Handbook of Economic Growth, (Amsterdam: Elsevier, 2005).

35. Hall R.E., Jones Ch.I. Why Do Some Countries Produce So Much Output per Worker than Others? // Quarterly Journal of Economics. 1999. № 114. P. 83–116.

36. Hall R.E., Jones C.I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? NBER Working Paper Series,Working Paper № 6564, May 1998.

37. Klenow P.J., Rodriguez-Klare A. The Neoclassical Revival in Growh Economics: Has It Gone Too Far? // NBER Macroeconomics Annual. 1997. № 12. P. 73–103.

38. Kumar S., Russel R.R. Technological Change, Technological Catch-up, and Capital Deepening: Relative Contributions to Growth and Convergence. 3. The American Economic Review. 2002.Vol. 92. P. 527–548.

39. Nelson R., Phelps E. Investment in humans, technological diffusion, and economic growth // American Economic Review: Paper and Proceedings. 1966. № 51(2). P. 69–75.

40. Romer P.M. Endogenous technical change. Journal of Political Economy. 98. 1990.

41. Romer P.M. Increasing Returns and Long-run Growth, Journal of Political Economy. 1986.Vol. 94 (5).

42. Pritchett L. Where has all the education gone. World Bank working papers. 1996. № 1581.

43. Quah D. Empirics for growths and distribution, polarization and convergence clubs. 1997.Vol. 2. Juornal of Economic Growth.Vol. 15. P. 27–59.

44. Templ I. Growth Effects of Education in OECD Countries, 2001.

45. Education at a Glance 2008 / OECD Indicators. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/edu/eag 2008.

46. Education at a Glance 2012 / OECD Indicators. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/edu/eag 2014.


Для цитирования:


Корицкий А.В., Карелин И.Н., Семенихина В.А. ВЕЛИКИ ЛИ ФИНАНСОВЫЕ ВЫГОДЫ ГОСУДАРСТВА ОТ ЗАТРАТ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ? Вестник НГУЭУ. 2017;(1):64-82.

For citation:


Koritskiy A.V., Karelin I.N., Semenikhina V.A. ESTIMATING STATE FINANCIAL BENEFITS OF EDUCATION IN RUSSIA Vestnik NSUEM. 2017;(1):64-82. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)