Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы
Аннотация
Произведен анализ зарубежных подходов к оценке эффективности корпоративного обучения, представлена холистическая периодизация форм и методов оценки. Описана эволюция и взаимосвязь этапов становления корпоративных университетов как инструмента подготовки и развития персонала организации, с появляющимися с середины XX в. формами и методами оценки результатов корпоративного обучения. Впервые выстроена полная хронология методов оценки эффективности корпоративного обучения от 1948 до 2016 г., часть из которых впервые упоминается в отечественных источниках. Описаны предпосылки и причины последовательности появления методов. Предложена классификация этапов эволюции форм и методов оценки корпоративного обучения: базовый, становления, распространения, интеграции. Описаны критерии начала и завершения этапов, причины принадлежности и отличия. Предложена классификация всех методов оценки по принципу вида полученного результата: качественные, количественные, комбинированные. Цель статьи - на основе анализа эволюции подходов к оценке эффективности корпоративного обучения определить перспективные направления ее развития с учетом тренда на активное использование корпоративных университетов в практике крупного бизнеса.
Об авторах
Р. А. ДолженкоРоссия
Долженко Руслан Алексеевич - доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом.
Екатеринбург
К. К. Илюшников
Россия
Илюшников Константин Константинович - аспирант.
Барнаул
Список литературы
1. Долженко Р. Корпоративное обучение персонала в коммерческом банке // Кадровик. 2012. № 1. С. 99-106.
2. Каплан РС., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М., 2005.
3. Маркарьян Э., Герасименко Г, Маркарьян С. Финансовый анализ. М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. 350 c.
4. Миллер Н.Н. Финансовый анализ в вопросах и ответах. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. 232 с.
5. Резепин Ю.Ю. Оценка инвестиций без капитальных вложений: методические подходы // Российское предпринимательство. 2015. Т 16. № 17 С. 2801-2818. doi: 10.18334/rp.16.171852.
6. Рыженков П.Е., Первушина О.Н., Панцуркина Т.К. Технология и психология в работе бизнес-тренера: Учеб.-методич. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2008. 25 с.
7. Сергеев А.Г, Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ 2012. 182 с.
8. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации / пер. с англ. М., 2011. 304 с.
9. Фитц-енц Як. Как измерить HR-менеджмент / 3-е изд. М.: Издательство ГИП-ПО, 2009. С. 161-215.
10. Фитц-енц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2011.
11. Adelsberg A., Trolley E. Running Training Like a Business The Forum Corporation, 1999.
12. Anderson L., Krathwohl D.A. Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman, 2001.
13. Alkin M.C. Evaluation Theory development. Evaluation Comment 2. 1969, 2-7
14. Bloom B., Englehart M., Furst E., Hill W, Krathwohl D. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. NewYork, Toronto: Longmans, Green, 1956.
15. Cappiello G., Pedrini G. The performance evaluation of corporate universities // Tertiary Education and Management. 2017 Vol. 23. No. 3. P 304-317.
16. Eisner E.W. The enlightened eye: Qualitative inquiry and the enhancement of educational practice Upper Saddle River. N.J.: Prentice-Hall, 1998.
17. Fitz-enz Jac. «Proving the Value of Training» by Jac Fitz-enz. From Personel March, 1988.
18. Guba E.G. Toward a methodology of naturalistic inquiry in educational evaluation // CsE Monograph series in Education. Vol. 8. Los Angeles: Center for the study of Evaluation, 1978.
19. Hamblin A.C. Evaluation and Control of Training, McGraw Hill, 1974.
20. Jennings C. Focused on all things related to learning, performance and organizational productivity, and to the 70:20:10 model, 2014.
21. Kaufman R., Keller J., Watkins R. What works and what does not: Evaluation beyond Kirkpatrick. Performance and Instruction, 1995, 35(2): 8-12.
22. Kirkpatrick D. AT+D classic: how to start an objective evaluation of your training program T&D, May 2004, v5 i5).
23. La Motte A. Measure the Effectiveness of Your E-Learning Course with Kirkpatrick’s 4 Levels of Evaluation.
24. Leslie Owen Wilson, Anderson and Krathwohl. Bloom’s Taxonomy Revised. Understanding the New Version of Bloom’s Taxonomy A succinct discussion of the revisions to Bloom’s classic cognitive taxonomy by Anderson and Krathwohl and how to use them effectivel, 2016.
25. Parshakov P, Shakina E.A. With or without CU A comparative study of efficiency of European and Russian corporate universities // Journal of intellectual capital. 2018. Vol. 1. No. 19. P. 96-111.
26. Phillips J.J. Handbook of Training Evaluation and Measurement Methods. 3nd ed. Gulf Professional Publishing, 1997. 420 p.
27. Phillips J. Return on Investment in Training and Performance Improvement Programs Gulf Publishing, 1997 202 p.
28. Program Evaluation Primer: A Review of Three Evaluations Craig M. McGill, Ardith Clayton-Wright, and Mia Heikkila Florida International University, USA, 2015.
29. Rheaume L., Gardoni M. Infocom business models innovation with the development of corporate universities // International journal of innovation and learning. 2017 Vol. 1. No. 21. P 98-113.
30. Robert S. Kaplan Conceptual Foundations of Balanced Scorecard Harvard Business School, Harvard University, 2010.
31. Scriven M. The evaluation of training: a checklist approach. Claremont Graduate University & Western Michigan University, 2008.
32. Stufflebeam D.L. The CIPP model for evaluation / D.L. Stufflebeam, G.F Madaus, T. Kellaghan (Eds.) // Evaluation models. 2nd ed. Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000.
33. Tyler R. The Basic Principles of Curriculum and Instruction. Ornste in and Hunkins, 1998. 128 p.
34. Waddington T., Aaron B., Sheldrick R. Guerilla Evaluation: Adapting to the Terrain and Situaion. Instructional Desing in the Real World: A View from the Trenches. 2004. 271 p.
35. Warr P., Bird M., Rackham N. Evaluation of Management Training. London Gower Press, 1970.
36. Beer M. The Great Training Robbery 4/21/2016 By Michael Beer Harvard Business School & Magnus Finnstrom, Derek Schrader. URL: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%o20Files/16-121_bc0f03ce-27de-4479-a90e-9d78b8da7b67.pdf
37. Guiding Principles Review and Report American Evaluation Association Guiding Principles for Evaluators. URL: http://www.eval.org/p/cm/ld/fid=51
38. Ferriman J. E-Learning Industry Worth $325 Billion by 2025. 2017 URL: https://www.learndash.com/e-learning-industry-worth-325-billion-by-2025/
39. Kirkpatrick J. The Kirkpatrick Model: Past, Present and FutureOctober 25, 2009. Kirkpatrick J. URL: http://www.clomedia.com/2009/10/25/the-kirkpatrick-model-past-present-and-future/
40. Pappas С. eLearning Course Evaluation: The Ultimate Guide For eLearning Professionals, 2015. URL: https://elearningindustry.com/elearning-course-evaluation-the-ultimate-guide-for-elearning-professionals.
41. Грачева С. Корпоративные университеты за рубежом (история создания, опыт, современность) // Управление персоналом. 2008. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1496
Рецензия
Для цитирования:
Долженко Р.А., Илюшников К.К. Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы. Вестник НГУЭУ. 2018;(3):26-43.
For citation:
Dolzhenko R.A., Ilyushnikov K.K. The Assessment of Effectiveness of Corporate Training: Evolution of the Approaches and Perspectives. Vestnik NSUEM. 2018;(3):26-43. (In Russ.)