Налоговые льготы как важнейший инструмент регулирования пространственного развития
Аннотация
Целью работы является формирование мер совершенствования налогового стимулирования на базе анализа их современных проблем и подходов использования для целей пространственного развития страны. В статье дана оценка центральной роли налогового регулирования, важнейшей частью которого является налоговое стимулирование. Рассмотрены два важнейших направления пространственного развития страны (создание эффективных региональных и межрегиональных ареалов инновационно ориентированного опережающего развития и смягчение социального неравенства регионов, инвестиции в человеческий капитал) и выявлены проблемы их современной реализации. Проведен анализ мер налогового стимулирования, направленных на обеспечение двух основных направлений реализации пространственной стратегии России. Предложена система налогового стимулирования, которая имеет как вертикальную направленность, нацеленную на рост предпринимательской, инновационной, технологической и иной активности, так и горизонтальную, связанную с экономическим выравниванием территорий. В основе первого типа стимулирования автором предложено устанавливать последовательную и понятную градацию налогоплательщиков, с выделением и поддержкой налоговым стимулированием (регионального и местного уровня налогов) прибыльных предпринимателей и компаний, вкладывающих свои средства в технологическое, социальное и иное развитие территорий. Второй горизонтальный тип налогового стимулирования основан на системе социально-экономического зонирования, с выделением «периферийных» территорий, развитие которых предложено осуществлять в том числе за счет льгот и преференций налогов федерального уровня.
Об авторе
С. В. БелоусоваРоссия
Белоусова Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Иркутск
Список литературы
1. Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века / колл. авторов; под науч. ред. Л. И. Гончаренко. М.: Финуниверситет, 2011. С. 314.
2. Безикова Е.В. Государственное финансирование и государственная поддержка особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 3 (5).
3. Брюммерхфф Д. Теория государственных финансов. Владикавказ: ПионерПресс, 2001.
4. Бухарова Е.М. Роль технико-внедренческих особых экономических зон в становлении инновационных систем регионов России: дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ, 2016.
5. Водопьянова В.А., Изергина К.Е. Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6 (ч. 2). С. 361–364.
6. Волков А.И., Сатаненко О.А., Таймазов А.В. Особые экономические зоны: перспективы и проблемы функционирования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 8 (42). С. 21.
7. Гареев Т.Р. Экономическое зонирование: классические и институциональные аспекты развития (на примере ОЭЗ в Калининградской области) // ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7. № 3.
8. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152–156.
9. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 96–104.
10. Горбачева О.Ю. Обоснование подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 5. С. 14–18.
11. Горский И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко-методологический аспект) // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 17–22.
12. Данданян Д.А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 2. С. 18–28.
13. Димов В.А., Саришвили Г.Н. Институциональные ловушки ручного управления российской экономикой // Экономика и политика. 2013. № 10. С. 11–17.
14. Жиркова С.В. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8. С. 22–28.
15. Зуев С.В. Зарубежный опыт социально-экономического развития территорий // Вестник НГИЭИ. 2012. № 1 (8).
16. Игонина Л.Л., Мамонова И.В. Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4. С. 38–50.
17. Илющенко Н.А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 88–94.
18. Коновалова О.Н. Проблемы развития информационно-сетевой организации экономики и переход к инновационному типу развития // Омский научный вестник. 2006. № 8 (42).
19. Кузнецов Р.А. Механизмы реабилитации проблемных регионов в современных условиях: отечественной и зарубежный опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 51–54.
20. Кузулгуртова А.Ш. Особенности государственной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности // Финансы и кредит. 2012. № 4.
21. Куклина Е.А. Система налоговых льгот и стимулов и их эффективность (в контексте инновационного развития Российской Федерации) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 1. С. 118–128.
22. Куклина Е.А., Федорков А.И., Чжу Сяоцин и др. Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности в России и Китае: этапы разработки и проблемы реализации // Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 48–60.
23. Ланг Й. Проект кодекса налоговых законов для государств Центральной и Восточной Европы. Бонн: Федеральное министерство финансов, 1993.
24. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2007. 655 с.
25. Максимова И.И. Территории с особым статусом: типологические и институциональные аспекты: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М.: ИСА РАН , 2010.
26. Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6.
27. Мусаев Р.А., Решиев С.С. Характерные особенности региональной политики в развитых странах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 48 (141).
28. Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ ДАНА. 2012.
29. Неучева М.Ю. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 102–105.
30. Неучева М.Ю., Сидорова О.В. Инновационная составляющая особых экономических зон // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38).
31. Нилов К. Правовой режим свободных (особых) экономических зон в России и Европе // Вся Европа. 2007. № 10 (15).
32. Савина О.Н. Оценка эффективности налоговых льгот в условиях действующего российского налогового законодательства и направления ее совершенствования // Налоги и налогообложение. 2012. № 9-10. С. 15–29.
33. Серкова А.Е. Зарубежный опыт классификации регионов как инструмента региональной политики // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). Экономика. Вып. 40. С. 57–61.
34. Строев И. Болезни роста // Управление бизнесом. 2016. № 9 (30).
35. Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. Налоговая политика государства и оценка ее эффективности на региональном уровне: монография. Воронеж: Изд-во: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 237 с.
36. Татаркин А.И. Развитие экономического пространства Российской Федерации на основе кластерных принципов // Федерализм. 2012. № 1.
37. Татаркин А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 42–59.
38. Троцковский А.Я., Щетинин М.П. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2. С. 298–308.
39. Ускова Т.В. Пространственное развитие территорий: состояние, тенденции, пути снижения рисков // Проблемы развития территории. 2015. № 1 (75).
40. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами. 2014. № 1.
41. Швецов А.В. Бюджетно-налоговая политика как социально-экономическая категория // Вопросы экономики и права. 2011. № 11. С. 125–131.
42. Швецов Ю.Г. Пути реформирования налоговой системы РФ // Проблемы учета и финансов. 2016. № 1 (21).
43. Шевченко И.В., Алеников А.С. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории // Финансы и кредит. 2012. № 30 (510).
44. Шевяков А.Ю. Проблемные регионы – сущность и классификация // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 10 (66).
45. Яковлева С.И. Пространственные модели в стратегиях социально-экономического развития регионов России // Псковский регионологический журнал. 2014. № 17.
46. Bird R., Martinez-Vazquez J., Torgler B. Societal Institutions and Tax Effort in Developing Countries // Working Paper, no. 2004-21. Basel, CREMA, 2004.
47. Charles-Henri Montin. Smart Regulation in the European Union. [Electronic Resource]. URL: http://regplus.blogspot.ru/ (дата обращения: 20.03.2018).
48. Helminen M. «Finnish International Taxation», WSOY 2002. Tikka, Kari S., «Tax Competition and the Welfare State: Time to Surrender or to Reconsider», in Liber Amicorum Sven-Olof Lodin. Kluwer, 2001.
49. Smart Regulation: A Regulatory Strategy for Canada. [Электронный ресурс]. URL: http://publications.gc.ca/collections/Collection/CP22–78–2004E.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
50. Абдуллаев Д.М., Мусаева У.М. Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 129–131. URL: https://moluch.ru/archive/139/39285/ (дата обращения: 13.03.2018).
51. И нвестиционные проекты. Информационный портал. URL: https://investprojects.info/regions (дата обращения: 13.03.2018).
52. Короленко А.Д. Современное значение «умного регулирования» как нового направления государственного регулирования экономики // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 368–371. URL: https://moluch.ru/archive/84/15550/ (дата обращения: 20.03.2018).
53. Костина Н.Б., Ханипова И.Т. Транспарентность как фактор эффективности управления социальной сферой // Вопросы управления. 2017. № 1. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2017/01/28/ (дата обращения: 20.03.2018).
54. Министерство экономического развития Российской Федерации Особые экономические зоны. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez?WCM_PageSize.e1149488-9c28-4490-bb77-fd1587334de5=40 (дата обращения: 13.03.2018).
55. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2018).
56. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2018).
57. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (утв. решением наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012). URL: http://www.gisa.ru/94291.html (дата обращения: 13.03.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Белоусова С.В. Налоговые льготы как важнейший инструмент регулирования пространственного развития. Вестник НГУЭУ. 2018;(4):95-114.
For citation:
Belousova S.V. Tax Exemptions as the Most Important Tool of Spatial Development Regulation. Vestnik NSUEM. 2018;(4):95-114. (In Russ.)