Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

Перспективы цифровых технологий в высшем образовании: экспертный взгляд

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-010-029

Аннотация

Проведен концептуальный анализ структуры образовательной деятельности в высшей школе и разработана системная «карта», представляющая группы необходимых цифровых технологий и решений. На основе проведенного опроса экспертов цифровые технологии позиционированы по уровням готовности – от предварительных разработок до массово используемых рыночных продуктов. В перспективе до 2030 г. все обсуждаемые группы технологий будут развиты до уровня локально применяемых продуктов, многие – до массово используемых продуктов.

Об авторах

В. С. Ефимов
Сибирский федеральный университет
Россия

Ефимов Валерий Сергеевич, кандидат физико-математических наук, директор центра  стратегических исследований  и разработок

Красноярск



А. В. Лаптева
Сибирский федеральный университет
Россия

Лаптева Алла Владимировна, сотрудник  центра  стратегических исследований  и разработок

Красноярск



Список литературы

1. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey, 2017. 131 с.

2. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. Будущее высшей школы России – 2030: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2 (78). С. 24–37.

3. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В., Дадашева В.А., Ефимов А.В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 181 с.

4. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях smart-общества // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 1. С. 27–33.

5. Неборский Е.В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 2. 10 с. DOI: 10.15862/166PVN215

6. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

7. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43.

8. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173–197.

9. Соколов Е.А., Середа С.Н. Информационный сервис электронного документооборота вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 106–125.

10. Университет 20.35. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. Т. 34. 50 с. (Серия 05. Russian Fundamental: университет для России).

11. Устюжанина Е.В., Сигарев А.В., Шеин Р.А. Цифровая революция и фундаментальные изменения в экономических отношениях // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 15–25.

12. Cheawjindakarn B., Suwannatthachote P., Theeraroungchaisri A. Critical Success Factors for Online Distance Learning in Higher Education: A Review of the Literature. Creative Education. 2012. Vol. 3. Supplement. P. 61–66.

13. Collis B., Moonen J. Flexible Learning in a digital world: experiences and expectations. London, New York, Routledge, 2006. 237 p.

14. Hanus M.D., Fox J. Assessing the effects of gamification in the classroom: A longitudinal study on intrinsic motivation, social comparison, satisfaction, effort, and academic performance. Computers and Education. 2015. № 80. P. 152–161. DOI: 10.1016/j.compedu.2014.08.019

15. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A. & Hall C. NMC Horizon Report: 2016 Higher Education Edition. Austin, Texas, The New Media Consortium, 2016. 50 p.

16. Kim Kyong-Jee and Bonk Curtis J. The Future of Online Teaching and Learning in Higher Education: The Survey Says… Educause quarterly. 2006. № 4. P. 22–30.

17. Liyanagunawardena T.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOC: A Systematic Study of the Published Literature 2008–2012. The International Review of Research. Open and Distance Learning. 2013. № 14 (3). P. 202–227.

18. Moore J.L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? Internet and Higher Education. 2011. № 14. P. 129–135.

19. Picciano A. The Evolution of Big Data and Learning Analytics in American Higher Education. Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16. № 3. P. 9–20.

20. Potkonjak V., Gardner M., Callaghan V., Mattila P., Guetl Ch., Petrović V.M., Jovanović K. Virtual laboratories for education in science, technology, and engineering: A review. Computers & Education. 2016. № 95. P. 309–327.

21. Shachar M., Neumann Y. Twenty Years of Research on the Academic Performance Differences Between Traditional and Distance Learning: Summative Meta-Analysis and Trend Examination. MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2010. Vol. 6. № 2. P. 318–334.

22. Siemens G., Gašević D. & Dawson Sh. Preparing for the digital university: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning. Athabasca University, University of Edinburgh, University of Texas Arlington, University of South Australia, 2015. 230 p.

23. Trends in Higher Education Marketing, Recruitment, and Technology. Washington, Hanover Research, 2014. 27 p.

24. Wen-Hsiung Wu, Yen-Chun Jim Wu, Chun-Yu Chen, Hao-Yun Kao, Che-Hung Lin, Sih-Han Huang. Review of trends from mobile learning studies: A meta-analysis. Computers & Education. 2012. № 59. P. 817–827.

25. World Development Report 2016: Digital Dividends. Washington, The World Bank, 2016. 330 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимов В.С., Лаптева А.В. Перспективы цифровых технологий в высшем образовании: экспертный взгляд. Вестник НГУЭУ. 2020;(3):10-29. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-010-029

For citation:


Efimov V.S., Lapteva A.V. Prospects for digital technology in Higher education: an expert View. Vestnik NSUEM. 2020;(3):10-29. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-010-029



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)