Система статистических показателей оценки качества высшего образования
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-155-163
Аннотация
В статье рассматривается понятие «высшее образование», формулировка его целей и основных задач правового регулирования в федеральном законодательстве. На основе обзора ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», методических рекомендаций Минобрнауки России и локальных нормативных актов НГУЭУ по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности и качества образования формируется система статистических показателей, измеряющих качество высшего образования. Обсуждаются понятия «качество образования», «качество образовательных услуг», «качество обучения».
Об авторах
Е. С. ШмарихинаРоссия
Н. И. Овечкина
Россия
Шмарихина Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики
Новосибирск
Список литературы
1. Демина Е.В., Михайлова Е.Н. Качество образовательных услуг как показатель результативности образовательной деятельности современной школы // Вестник ТГПУ. 2016. № 8 (173). С. 48–52.
2. Долгов А.С., Щеколдин В.Ю. Анализ конъюнктуры рынка образовательных услуг на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 4. С. 181–194.
3. Исарова Н.С. Образовательные услуги как специфический товар на рынке образовательных услуг // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2008. № 4. С. 55–61.
4. Казакова И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2901–2905.
5. Овечкина Н.И., Шмарихина Е.С. Разработка прикладного исследования как элемент практической подготовки статистиков в высшей школе // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2017. С. 456–459.
6. Осипов П.Н. Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи // Казанский педагогический журнал. 2005. № 3. С. 42–47.
7. Половова Т.А., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // Научные записки НГУЭУ. 2009. № 2. С. 1–2.
8. Толстяков Р.Р., Мялкина Н.И. Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 7. С. 34–40.
9. Шмарихина Е.С. Типология занятости обучающихся с использованием инструментария пороговых совокупностей // Мы продолжаем традиции российской статистики: Мат-лы I Открытого российского статистического конгресса. Т. 2. Новосибирск: НГУЭУ, 2016. С. 657–664.
10. Шмарихина Е.С., Козлова О.И. Измерение качества образовательных услуг вузов Новосибирска // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста / под общ. ред. Н.А. Садовниковой. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2019. С. 188–191.
11. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки РФ 1 апреля 2015 г.) // Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по НОКО». URL: https://base.garant.ru/70999132/#block_1000
12. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки РФ 15 сентября 2016 г. N АП-87/02вн). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393628/
13. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа академического бакалавриата направления подготовки 38.03.01 Экономика направленности (профиля) Бизнес-статистика и аналитика. Новосибирск: НГУЭУ, 2017. URL: https://nsuem.ru/sveden/education/#a2
14. Порядок организации и проведения внутренней независимой оценки качества образования в ФГБОУ ВО «НГУЭУ». [Электронный документ] // ПЛ СМК НГУЭУ 7.0.0-108.01-2018. URL: https://nsuem.ru/university/documents/?SHOWALL_1=1
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». URL: https://base.garant.ru/70859410/
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. N 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_15/m1327.html
17. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71825214/entry/1610159:4
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/
Рецензия
Для цитирования:
Шмарихина Е.С., Овечкина Н.И. Система статистических показателей оценки качества высшего образования. Вестник НГУЭУ. 2020;(3):155-163. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-155-163
For citation:
Shmarikhina E.S., Ovechkina N.I. Statistical Indicators System for Assessing the Higher Education Quality. Vestnik NSUEM. 2020;(3):155-163. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-155-163