Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

Предел российского государственного капитализма

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-260-276

Аннотация

Целью работы является определение условий формирования предела российского государственного капитализма. Исследование основано на системном подходе с применением методов статистического, кластерного и нейросетевого анализа. В статье отражена связь предела российского государственного капитализма со структурой российской экономики и исчерпанием возможностей ее развития как целого. Россия сращивает промышленный капитал с банковским на уровне госмонополий, образуя империалистический капитализм. В результате оценки динамики обобщающих индикаторов деятельности организаций и границы существования домашних хозяйств выявлены условия формирования предела российского государственного капитализма в виде предпосылок и основания. В исследовании выявлено, что темпы прироста общего объема прибыли, полученных действующими кредитными организациями, не определяются темпами прироста рентабельности активов, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг, коэффициентом автономии, а в большей мере связаны с темпами прироста денежной массы. Увеличение темпов прироста суммы субсидий, начисленной населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связано с отставанием динамики снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от темпов прироста числа семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Результаты исследования расширяют сферу знаний и формируют новые компетенции государственных органов власти для принятия управленческих решений по сохранению устойчивого положения и образа России в процессе глобализации. Условиями формирования предела российского государственного капитализма являются: предпосылки – девальвация национальной валюты, целевая государственная помощь госпредприятиям в период кризиса и вывод капитала в период стабильного роста экономики; основание – необходимость увеличения темпов прироста суммы субсидий, начисленной населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Об авторе

В. B. Смирнов
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Россия

Смирнов Валерий Владиславович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра отраслевой экономики 

Чебоксары

 



Список литературы

1. Alexakis P.D., Samantas I.G. Foreign ownership and market power: The special case of European banks // Journal of Banking & Finance. 2020. Vol. 118. Article 105857.https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2020.105857

2. Boubakri N., Ghoul S.E., Guedhami O., Hossain M. Post-privatization state ownership and bank risk-taking: Cross-country evidence // Journal of Corporate Finance. 2020. Vol. 64. Article 101625. https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2020.101625

3. Bolgorian M., Mayeli A. Banks’ characteristics, state ownership and vulnerability to sanctions: Evidences from Iran. Borsa Istanbul Review. 2019. Vol. 19. Iss. 3. P. 264–272. https://doi.org/10.1016/j.bir.2019.02.003

4. Cao X., Cumming D., Zhou S. State ownership and corporate innovative efficiency. Emerging Markets Review. In press, corrected proof. Available online 5 May 2020. Article 100699. https://doi.org/10.1016/j.ememar.2020.100699

5. Chang S.-C., Boontham W. Post-privatization speed of state ownership relinquishment: Determinants and influence on firm performance // The North American Journal of Economics and Finance. 2017. Vol. 41. P. 82–96. https://doi.org/10.1016/j.najef.2017.04.001

6. Cosset J.-C., Durnev A., Oliveira dos Santos I. Privatization and state ownership of natural advantage industries . The Quarterly Review of Economics and Finance. 2020. Vol. 76. P. 68–83. https://doi.org/10.1016/j.qref.2019.08.005

7. Ding M., Suardi S. Government ownership and stock liquidity: Evidence from China. Emerging Markets Review. 2019. Vol. 40. Article 100625. https://doi.org/10.1016/j.ememar.2019.100625

8. Dong Y., Liu Z., Shen Z., Sun Q. Does State Ownership Really Matter in Determining Access to Bank Loans? Evidence from China’s Partial Privatization // Pacific-Basin Finance Journal. 2016. Vol. 40. Part A. P. 73–85. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2016.09.001

9. Fornaro P., Luomaranta H. Aggregate fluctuations and the effect of large corporations: Evidence from Finnish monthly data. Economic Modelling. 2018. Vol. 70. P. 245–258. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.11.012

10. Ge Y., Liu Y., Qiao Z., Shen Z. State ownership and the cost of debt: Evidence from corporate bond issuances in China. Research in International Business and Finance. 2020. Vol. 52. Article 101164. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2019.101164

11. Gu L., Ni X., Peng Y., Zhang H. Entry of foreign banks, state ownership, and corporate innovation // Pacific-Basin Finance Journal. 2020. Vol. 61. Article 101340. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2020.101340

12. Huang Y., Xie E., Li Y., Reddy K.S. Does state ownership facilitate outward FDI of Chinese SOEs? Institutional development, market competition, and the logic of interdependence between governments and SOEs. International Business Review. 2017. Vol. 26. Iss. 1. P. 176–188. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2016.06.005

13. Kubo K., Phan H.V. State ownership, sovereign wealth fund and their effects on firm performance: Empirical evidence from Vietnam // Pacific-Basin Finance Journal.2019. Vol. 58. Article 101220. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2019.101220

14. Li S., Fu H., Wen J., Chang C.-P. Separation of ownership and control for Chinese listed firms: Effect on the cost of debt and the moderating role of bank competition. Journal of Asian Economics. 2020. Vol. 67. Article 101179. https://doi.org/10.1016/j.asieco.2020.101179

15. Li H. Residual state ownership and stock market integration: Evidence from Chinese partly-privatised firms. The Quarterly Review of Economics and Finance. 2018. Vol. 67. P. 100–112. https://doi.org/10.1016/j.qref.2017.05.004

16. Li L., McMurray A., Sy M., Xue J. Corporate ownership, efficiency and performance under state capitalism: Evidence from China // Journal of Policy Modeling. 2018. Vol. 40. Iss. 4. P. 747–766. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2018.03.002

17. Lin H., He Y., Wang M., Huang Y. The State-Owned Capital Gains Handover System and managerial agency cost: Evidence from central state-owned listed companies in China. Finance Research Letters. In press, corrected proof. Available online 14 October 2019. Article 101325. https://doi.org/10.1016/j.frl.2019.101325

18. Noring L. Public asset corporation: A new vehicle for urban regeneration and infra­structure finance. Cities. 2019. Vol. 88. P. 125–135. https://doi.org/10.1016/j.cities.2019.01.002

19. Pak O. The impact of state ownership and business models on bank stability: Empirical evidence from the Eurasian Economic Union. The Quarterly Review of Economics and Finance. 2019. Vol. 71. P. 161–175. https://doi.org/10.1016/j.qref.2018.07.008

20. Ren M., Manning S., Vavilov S. Does state ownership really matter? The dynamic alignment of China’s resource environment and firm internationalization strategies // Journal of International Management. 2019. Vol. 25. Iss. 3. Article 100667. https://doi.org/10.1016/j.intman.2019.02.001

21. Stowell D.P. Chapter 18: Private Equity Impact on Corporations. Investment Banks, Hedge Funds, and Private Equity (Third Edition). 2018. P. 393-418. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-804723-1.00018-9

22. Vo X.V. Do firms with state ownership in transitional economies take more risk? Evidence from Vietnam. Research in International Business and Finance. 2018. Vol. 46. P. 251–256. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2018.03.002

23. Wiig A., Kolstad I. Multinational corporations and host country institutions: A case study of CSR activities in Angola. International Business Review. 2010. Vol. 19. Iss. 2. P. 178–190. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2009.11.006

24. Xie F., Anderson H.D., Chi J., Liao J. Does residual state ownership increase stock return volatility? Evidence from China’s secondary privatization // Journal of Banking & Finance. 2019. Vol. 100. P. 234-251. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2019.01.012

25. Yeddou N., Pourroy M. Bank liquidity creation: Does ownership structure matter? The Quarterly Review of Economics and Finance. In press, corrected proof. Available online 22 January 2020. https://doi.org/10.1016/j.qref.2020.01.003

26. Yi J., Hong J., Hsu W.C., Wang C. Reprint of «The role of state ownership and institutions in the innovation performance of emerging market enterprises: Evidence from China». Technovation. 2020. Vol. 94–95. Article 102095. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2019.102095

27. Zhang X., Yu M., Chen G. Does mixed-ownership reform improve SOEs’ innovation? Evidence from state ownership. China Economic Review. 2020. Vol. 61. Article 101450. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2020.101450

28. Zhang S., Liu C. State ownership and the structuring of lease arrangements. Journal of Corporate Finance. 2020. Vol. 62. Article 101597. https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2020.101597


Рецензия

Для цитирования:


Смирнов В.B. Предел российского государственного капитализма. Вестник НГУЭУ. 2020;(3):260-276. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-260-276

For citation:


Smirnov V.V. The Limit of Russian State Capitalism. Vestnik NSUEM. 2020;(3):260-276. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-3-260-276



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)