Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

К вопросу о методах воздействия на общественное сознание

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-184-201

Аннотация

Статья посвящена актуальному и закрепленному в рамках нормативных государственных документов аспекту национальной безопасности страны – манипуляции общественным сознанием и методам воздействия на него. В основном содержательном контенте статьи рассматривается как сам процесс манипуляции сознанием, при котором используются скрытые методы социально-психологического воздействия, так и сами инструментальные методы. В рамках различных междисциплинарных национальных научных исследований по данной проблематике (социология, психология, политология, право и т.д.) выделены ключевые методы, такие как: принуждение, внушение (суггестия), убеждение, пропаганда, агитация, стереотипизация (программирование) и проблематизация. Отмечается, что содержательно и по типу воздействия методы взаимозаменяют, дополняют друг друга и включают в себя множество различных видов и приемов. Также «озвучивается» тот факт, что в современном научно-исследовательском «поле» нет единой объединенной их типологии (классификации). Автором в рамках дальнейшей актуализации данного направления научных исследований, его тематического продолжения, а также объединения наиболее распространенных, но разрозненных в научной литературе методов воздействия на общественное сознание предлагается их структурное объединение в единый визуальный конструкт – схему.

 

Об авторе

С. В. Некрасов
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Россия

Некрасов Сергей Владимирович, научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Аберкромби Н. Социологический словарь / пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 620 с.

2. Борщевицкий Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство «Юрайт», 2018. 267 с.

3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. 640 с.

4. Карепова С.Г. К вопросу о национальной безопасности страны: информационное воздействие СМИ на современное общество // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 51–57.

5. Карепова С.Г., Пинчук А.Н., Некрасов С.В. Исторический и современный контекст становления концепта национальной безопасности страны как отражение динамики социальной реальности России: актуальное направление развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3. С. 31–40.

6. Климовицкий С.В., Карепова С.Г. Социально-психологическое измерение коррупции. М.: ИСПИ РАН, 2013. 19 с.

7. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 794 с.

8. Морозов К.Е., Питько О.А. Психологические механизмы воздействия пропаганды СМИ // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2018. № 2 (31). С. 69–73.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III / Ин-т философии РАН; Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. 692 с.

10. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве: коллективная монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 208 с.

11. Патрухина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 305–307.

12. Петрунин Ю.Ю. и др. Политические коммуникации: учеб.пособие для студентов вузов / под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. 332 с.

13. Потеряхин А.Л. Психология управления. Киев: Изд-во «Астропринт», 1999. 432 с.

14. Сащенко А.Д. Методы психологического воздействия СМИ на аудиторию // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 2. С. 191–196.

15. Сладкова О.Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 4–12.

16. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: монография. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. 265 с.

17. Социологический энциклопедический словарь / на русском, английском, немецком, французском и чешском языках; ред.-коорд. – акад. РАН Г.В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1998. 488 с.

18. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 694 с.

19. Техника дезинформации и обмана / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Мысль, 1978. 246 с.

20. Уголовное право России. Практический курс: учеб.-практ. пособие: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под общ. ред. А.И. Бастрыкина; под науч. ред. А.В. Наумова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Волтерс Клувер, 2007. 808 с.

21. Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Антисоветская пропаганда нацистской Гер­мании // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 87–93.

22. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

23. Шипова А.В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе: автореф. дис… канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 25 с.

24. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 20.04.2020).

25. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Издание К.Л. Риккера, 1908. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/behtv01/index.htm (дата обращения: 20.04.2020).

26. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://986.slovaronline.com/ (дата обращения: 20.04.2020).

27. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 20.04.2020).

28. Зелинский С.А. Современные психотехнологии манипулирования // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/lib/zln13.htm (дата обращения: 20.04.2020).

29. Киселев М.В. Психологические аспекты пропаганды // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/propaganda7.htm (дата обращения: 20.04.2020).

30. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский // Наука. Искусство. Величие. [Электронный ресурс]. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/short-psychology/index.htm (дата обращения: 20.04.2020).

31. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/007.htm (дата обращения: 20.04.2020).

32. Ладанов И.Д. Умение убеждать // Официальный сайт ЧОУ ИПП. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003224 (дата обращения: 20.04.2020).

33. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 20.04.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Некрасов С.В. К вопросу о методах воздействия на общественное сознание. Вестник НГУЭУ. 2020;(4):184-201. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-184-201

For citation:


Nekrasov S.V. On the Methods of Influencing Collective Consciousness. Vestnik NSUEM. 2020;(4):184-201. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-184-201



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)