Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению общих теоретических основ деятельности института пропаганды как части актуального и закрепленного в рамках нормативных государственных документов направления защиты национальной безопасности страны. В содержательном контенте статьи рассматривается как сам метод и его ключевые характеристики (наличие процесса манипуляции сознанием и обязательных структурных элементов, существование четкой внутренней логики, совокупное использование ряда методов воздействия на общественное сознание, нацеленность на эмоционально-волевую сферу и т.д.), так и объединенные в авторскую схему основные подходы к научной классификации пропаганды. Авторами отмечается, что данное направление научных исследований содержит значительный научно-исследовательский потенциал в рамках сохранения национальной безопасности страны.

Об авторах

С. Г. Карепова
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Россия

Карепова Светлана Геннадьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель отдела оперативных исследований

Москва 



С. В. Некрасов
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Россия

Некрасов Сергей Владимирович, научный сотрудник

Москва 



А. Н. Пинчук
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Россия

Пинчук Антонина Николаевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник, отдел оперативных исследований

Москва



Список литературы

1. Абдулова В.Ф. Современная государственная пропаганда: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2007. 24 с.

2. Барсуков П.В., Карабулатова И.С., Некрасов С.В., Галиуллина С.Д. Современные политические кризисы постсоветского периода как результат этнополитического дискурса «сети войн» // Миграционные мосты в Евразии: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Роль трудовой миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран» (Москва–Ставрополь, 13–18 окт. 2015 г.) / под ред. чл.-кор. РАН С.В. Рязанцева. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. С. 251–258.

3. Белоусов А.Б. Что такое социологическая пропаганда? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 110–122.

4. Борщевицкий Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2018. 267 с.

5. Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем.; с коммент. ред. М.: Витязь, 1998. 590 с.

6. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1987. 263 с.

7. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 c.

8. Карепова С.Г. К вопросу о национальной безопасности страны: информационное воздействие СМИ на современное общество // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 51–57.

9. Мельникова Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. 2010. № 8. С. 47–51.

10. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия общества. 2004. № 1. С. 100–119.

11. Национальная безопасность России в информационную эпоху. Россия в системе глобальных изменений современной цивилизации. 2015–2016 годы. М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2017. 306 с.

12. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III / Ин-т философии РАН; Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. 692 с.

13. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве: коллективная монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 208 с.

14. Патрухина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 305–307.

15. Повереннов И.Е. Пропаганда, манипуляция сознанием, коммуникационные технологии // Инженерные технологии и системы. 2004. Т. 14. № 1-2. C. 55–60.

16. Порецкова А.А. Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Вып. 2. С. 19–33.

17. Социологический энциклопедический словарь / на русском, английском, немец­ком, французском и чешском языках; ред.-коорд. – акад. РАН Г.В. Осипов. М.: ИНФРА-М, 1998. 488 с.

18. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 694 с.

19. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как теоретическая концепция // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 106–116.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

21. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

22. Ellul J. Propaganda. The formation of men’s attitudes. New York, 1973. 320 p.

23. Fedulov A.M., Karepova S.G., Karabulatova I.S., Akhmetova B.Z., Istamgalin R.S. The phenomenon of «Russian soul» as a reflection of traditional Russian conservatism: new theoretical and methodological approaches and ordinary perception of conser­vatism // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 6 (S3). P. 113–121.

24. Jowett G.S. & O’Donnell V. Propaganda and Persuasion (3rd ed.). Thousand Oaks (Calif.). London, New Delhi: Sage Publications Inc., 1999. 430 p.

25. Геббельс П.Й. Цитаты // Socratify. net. [Электронный ресурс]. URL: https://socratify.net/quotes/paul-iozef-gebbels (дата обращения: 02.07.2020).

26. Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас// Информационное агентство «Znak». [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2014-10-29/desyat_pravil_gebbelsa_kotorye_rabotayut_i_seychas (дата обращения: 02.07.2020).

27. Киселев М.В. Психологические аспекты пропаганды // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/propaganda7.htm (дата обращения: 02.07.2020).

28. Коржавин Ф.В., Бочарников И.В. Пропаганда как технология манипулирования общественным сознанием // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://nic-pnb.ru/raboty-molodyx-uchyonyx/propaganda-kak-tehnologiya-manipulirovaniya-obshhestvennym-soznaniem/ (дата обращения: 02.07.2020).

29. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/007.htm (дата обращения: 02.07.2020).

30. Почепцов Г.Г. Логика пропаганды, или Новости без грима // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/lib/propaganda35.htm (дата обращения: 02.07.2020).

31. Почепцов Г.Г. Пропаганда направлена на автоматизм реакций массового сознания // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/lib/propaganda79.htm (дата обращения: 02.07.2020).

32. Роль пропаганды в жизни общества. [Электронный ресурс]. URL: https://smekni.com/a/211075/rol-propagandy-v-zhizni-obshchestva/ (дата обращения: 02.07.2020).

33. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 02.07.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект. Вестник НГУЭУ. 2020;(4):212-229. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229

For citation:


Karepova S.G., Nekrasov S.V., Pinchuk A.N. Propaganda as a Method of Influence on Collective Consciousness: General Theoretical Aspect. Vestnik NSUEM. 2020;(4):212-229. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)