Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск

Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-128-139

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем возрастной трансформации профессорско-преподавательского состава вузов в период модернизации системы высшего образования. Выявленные изменения возрастной структуры преподавателей свидетельствуют о постепенном «старении» профессорско-преподавательского состава, которое не может оцениваться как однозначно негативный процесс, так как в определенном смысле обусловливает преемственность между поколениями преподавателей и обеспечивает необходимый уровень качества подготовки специалистов. Анализ динамики возрастной структуры преподавателей, дифференцированных по различным профессионально-квалификационным сегментам, отражает небольшое смещение карьерных траекторий преподавателей вуза в сторону увеличения возраста. Дана оценка рисков и перспектив развития кадрового потенциала вузов.

Об авторе

И. Ю. Ильина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

 Ильина Ирина Юрьевна – доктор экономических наук, профессор, кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Москва 

 



Список литературы

1. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Кузнецова В.И. и др. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022.

2. Ильина И.Ю. Научно-педагогическая карьера преподавателя вуза: показатели карьерного роста и мотивация // Экономика образования. 2020. № 2 (117). С. 51–58.

3. Ляшок В.Ю., Рощин С.Ю. Молодые и пожилые работники на российском рынке труда: являются ли они конкурентами? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 1 (33). С. 117–140.

4. Народное образование и культура в СССР: Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1989.

5. Смирнова Т.В. Выпускники вузов на региональном рынке труда. // Экономика образования. 2020. № 3 (118). С. 19–26.

6. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам. Мониторинг экономики образования: 2020. В 2 т. Т. II. Высшее образование и рынок труда / сост. Н.Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 256 с.

7. Авакян И.Б., Виноградова Г.А. Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза // Вестник НГПУ. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-razvitiya-innovatsionnoy-gotovnosti-prepodavateley-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

8. Балезина Е.А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodye-prepodavateli-v-sovremennom-vuze-sotsialnaya-tipizatsiya (дата обращения: 16.07.2022).

9. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-konkurentosposobnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 16.07.2022).

10. Гришина Е.М., Архангельский Ю.С. Об омоложении профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Вопросы электротехнологии. 2014. № 2 (3). С. 73–76. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23878196_65383126.pdf

11. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Бурова А.А. Развитие научно-педагогического потенциала молодых преподавателей современного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-pedagogicheskogo-potentsiala-molodyh-prepodavateley-sovremennogo-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

12. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. URL: https://issek.hse.ru/news/229479169.html

13. Масалова Ю.А. Исследование потенциала преподавателя высшей школы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potentsiala-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 16.07.2022).

14. Мельничук Ю.А. Применение геймификации в моральном стимулировании труда молодых преподавателей вузов // Социология. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-geymifikatsii-v-moralnom-stimulirovanii-truda-molodyh-prepodavateley-vuzov (дата обращения: 16.07.2022).

15. Одинокая М.А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-sovremennogo-prepodavatelya-v-obespechenii-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-vuza-v-usloviyah (дата обращения: 16.07.2022).

16. Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrast-prepodavateley-v-rossiyskih-vuzah-v-chem-problema (дата обращения: 16.07.2022).

17. Тарасова И.В. Психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным стажем работы // Акмеология. 2017. № 3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-tendentsii-professionalnogo-samovyrazheniya-prepodavateley-vuza-s-razlichnym-stazhem-raboty (дата обращения: 16.07.2022).

18. Тнимова Г.Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-k-professionalnoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza-v-vozrastnom-i-gendernom-aspektah (дата обращения: 16.05.2022).

19. Шестакова Н.Н., Васильев И.Г., Чистякова Н.Е. Исследование человеческого капитала старших возрастов: постановка проблемы // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2016. № 4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-chelovecheskogo-kapitala-starshih-vozrastov-postanovka-problemy (дата обращения: 19.10.2021).

20. Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-perspektivy-rossiyskih-universitetov-kto-budet-prepodavat-v-nedalekom-buduschem (дата обращения: 16.07.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Ильина И.Ю. Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив. Вестник НГУЭУ. 2022;(3):128-139. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-128-139

For citation:


Ilina I.Yu. Age dynamics of the teaching staff of the higher school: current trends and assessment of prospects. Vestnik NSUEM. 2022;(3):128-139. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-128-139



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6495 (Print)