Нарративы в образовательном процессе по критическому мышлению
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-204-211
Аннотация
В современной высшей школе растет число образовательных программ, ориентированных на повышение качества мышления, рассуждающих способностей, креативности. Кампусный курс «Логика и критическое мышление» нацелен на совершенствование интеллектуальных диспозиций учащихся, задействованных в профессиональной и личностной сфере. Нарратив в образовательном процессе рассматривается как дидактический прием в обучении логике и критическому мышлению. Целью статьи является анализ нарратива в качестве опорного конструкта формирующейся дискурсивной модели, изучение возможности нарратива в виде образца для подражания в процессе становления собственной мыслительной практики участников проекта. Используемая для интерпретаций гибкая модель нарратива призвана пробудить глубинную любознательность учащегося, субъективную необходимость разрешения логических задач и формирования навыка мыслить критически. Изучается опыт нарратива в концепте устного рассказа такой формы обучения, как семинарское занятие. Пусковым механизмом рефлексивной деятельности учащихся служит нарративный текст, показывается ценность нарратива в распознавании качественных вопросов, их четкой формулировке и направлении собственных изысканий. Делается вывод о том, что действенный педагогический нарратив содержательно вариабелен и субъектно ориентирован. Нарративация образовательного процесса имеет значимость не только для развития критического мышления учащихся, но и для педагога, размышляющего над вопросами выстраивания более эффективной образовательной стратегии.
Об авторе
Н. П. СухановаРоссия
Суханова Наталья Петровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирск
Список литературы
1. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
2. Гомза Т. Нарратив в лекции // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 53–58.
3. Иванов А.В., Фотиева И.В. Современное университетское образование: административно-бюрократический произвол и его следствия // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 4. Ч. 1. С. 113–128. DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.1-113-128.
4. Ивин А.А. Искусство мыслить правильно. М.: Проспект, 2022. 304 с.
5. Ивлев Ю.В. Предмет и перспективы развития логики // Логические исследования. 2018. Т. 24. № 1. C. 115–128. DOI: 10.21146/2074-1472-2018-24-1-115-128.
6. Казанцева Е.В. Актуализация идей нарративной педагогики в условиях личностно ориентированного образования высшей школы // Гуманитариум. 2017. № 1 (2). С. 26–28. DOI: 10.21661/r-117229.
7. Обдалова О.А., Левашкина З.Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332–348. DOI: 10.17223/19996195/48/21.
8. Сорина Г.В., Дружинин А.М. Беседа о методологии экспертного анализа текста // Вестник Российского философского общества. 2021. № 1-2 (95-96). С. 148–165. DOI: 10.21146/1606-6251-2021-1/2-148-165.
9. Суханова Н.П. Аспекты вербальной практики программы критического мышления // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8 (454). С. 57–61. DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10808.
10. Суханова Н.П. Критическое мышление и проблема понимания: методологический ресурс теории социальных эстафет // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 4 (42). С. 80–86.
11. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 1 (6-7). С. 56–74.
12. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН; [редкол.: И.Т. Касавин (гл. ред. и сост.) и др.]. М.: Канон+, 2009. 1247 с.
Рецензия
Для цитирования:
Суханова Н.П. Нарративы в образовательном процессе по критическому мышлению. Вестник НГУЭУ. 2022;(3):204-211. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-204-211
For citation:
Sukhanova N.P. Narratives in the educational process of critical thinking. Vestnik NSUEM. 2022;(3):204-211. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-204-211