Российское высшее образование на перепутье: шаг вперед, два шага назад
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-4-010-029
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова, касающиеся роли российской образовательной системы в пространстве жизнедеятельности общества, где она занимает обширную сферу переплетения прямых и косвенных интересов, процессов, действий различных сторон: от отдельного человека до всего населения страны; от отдельных предприятий, организаций до всего производства; от работника до сферы труда, всего социально-экономического комплекса страны. Система высшего образования в формате Болонской системы многолетними усилиями настолько глубоко трансплантирована во всю обширную сферу российского образования, интегрирована со сферами науки, труда, общества в целом, что трудно даже представить не только целостное, но даже фрагментарное единовременное ее упразднение. Основываясь на почти 50-летнем опыте служения российскому образованию на преподавательском, научном, административном поприще, авторы статьи выражают свое мнение относительно всерьез высказываемых в российском научно-педагогическом сообществе требований немедленной отмены нынешней системы российского высшего образования (имеется в виду Болонского типа) и переходу к новой, несущей черты национальной традиционности. В статье отмечается, что в настоящее время пока не совсем ясен механизм одномоментной отмены и переноса системы. В завершающем разделе статьи сделаны выводы, касающиеся некоторых аспектов судьбы Болонской системы в Российской Федерации, других новаций последних лет, в том числе западного образца в высшем образовании, на основе опыта предыдущих реформирований высшей школы.
Об авторах
В. М. ЗуевРоссия
В.М. Зуев – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ «Новая экономика и бизнес»
Москва
А. И. Гретченко
Россия
А.И. Гретченко – доктор экономических наук, профессор, директор НИИ «Новая экономика и бизнес»; профессор Финансового университета при Правительстве РФ, Заслуженный деятель науки РФ
Москва
Л. А. Мусатова
Россия
Л.А. Мусатова – магистр педагогики, старший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Воронова Т.А., Гретченко А.И., Кулапов М.Н., Зуев В.М., Калинина И.А. Разломы российского образования // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 4. С. 4–12.
2. Гретченко А.И. Болонский процесс: плюсы и минусы. Серия Мастер-класс. Монография. М.: Наука, 2005. 102 с.
3. Гретченко А.И. Автономизация вузов России и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 25–28.
4. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс и задачи высшей школы России. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО / под ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. 409 с.
5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. (Бакалавриат, Специалитет). Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2021. 425 с.
6. Гретченко А.И. Учителя, и наставники великой Плехановки // Наука и практика. 2022. Т. 14, № 1 (45). С. 59–68.
7. Жильцов Е.Н., Казаков В.И. Экономика сферы услуг. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО / под ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. 409 с.
8. Зуев В.М., Гретченко А.И. Проблемы высшего образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник РЭУ. 2013. № 2 (56). С. 5–12.
9. Зуев В.М., Мусатова Л.А. О формировании профессиональных компетенций на основе модульного построения обучения // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 1. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. C. 148–151.
10. Кекки Даниеле. Экономика образования. Человеческий капитал, семья и неравенство: учебник / пер. с англ. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2021. 288 с.
11. Мусатова Л.А. О взаимосвязи требований работодателя и модульной подготовки специалистов // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч. 2. Саратов: Изд-во «Академия управления, 2016. C. 95–97.
12. Попов Л.А., Гретченко А.И. Современные дистанционные технологии и магистерские программы. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1999. 140 с.
13. Савельев А.Я., Зуев В.М., Галаган А.И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования: теория, методология, практика. М.: НИИВО, 1999. 192 с.
14. Розина Н.М., Зуев В.М. О нормативном финансировании высшего образования: современное состояние и пути развития // Вестник Финансового университета при Правительстве РФ. 2017. Т. 21, № 2. С. 132–144.
15. Добрунов М. Ректор МГУ призвал сохранить все варианты подготовки студентов // Магазин исследований. Аналитика по теме «Образование». 2022. URL: https://www.rbc.ru/society/19/06/2022/62aea8379a79474831dddce… (дата обращения: 02.07.2022).
16. Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. Labor Market in the Conditions of Digitalization of the Russian Economy // Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, 2021, vol. 161. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-60926-9_36 С.283-290.
Рецензия
Для цитирования:
Зуев В.М., Гретченко А.И., Мусатова Л.А. Российское высшее образование на перепутье: шаг вперед, два шага назад. Вестник НГУЭУ. 2022;(4):10-29. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-4-010-029
For citation:
Zuev V.M., Gretchenko A.I., Musatova L.A. Russian higher education at a crossroads: one step forward, two steps back. Vestnik NSUEM. 2022;(4):10-29. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-4-010-029