Оценка влияния внешних факторов на бизнес-модель предприятий общественного питания
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-145-156
Аннотация
Трансформация традиционных бизнес-моделей предприятий общественного питания в их инновационный вариант происходит под влиянием определенного набора внешних факторов. Оценка как отрицательного, так и положительного влияния внешних факторов должна происходить по адаптированным методикам, подходящим к ситуации и выбранной отрасли. На данный момент набор внешних факторов, оказывающих существенное влияние на формирование успешных бизнес-моделей, остается недостаточно изученным. Необходимость исследования также обусловливается отсутствием системы факторов, которые необходимо учитывать при формировании адаптационной бизнес-модели предприятий общественного питания. Целью исследования является формирование системы факторов, оказывающих существенное влияние на сферу общественного питания, и оценка характера влияния каждого фактора на деятельность предприятий общественного питания. Методами исследования выступают: компаративный анализ, статистический анализ, бенчмаркинг, классификация и ранжирование, метод Черчмена – Акоффа, PEST-анализ. Результатом исследования является разработанная система факторов, оказывающих существенное влияние на сферу общественного питания, и оценка характера влияния каждого фактора, а также выявленные отраслевые риски и обозначенные стратегии реагирования на них. Авторы делают вывод, что наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на формирование успешной бизнес-модели в сфере общественного питания, являются: санкции, введенные против России некоторыми странами; рост инвестиций в проекты в сфере общественного питания; повышение значения высшего образования; технологические усовершенствования, внедрение современных технологий в инфраструктуру общественного питания.
Об авторах
И. В. НиродаРоссия
Нирода Игорь Владимирович - аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет Бизнеса
Москва
А. Ю. Анисимов
Россия
Анисимов Александр Юрьевич - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика
Москва
Список литературы
1. Кривихина А.А., Хасанова Д.И., Иванова Н.И. Современное состояние и перспективы пищевой отрасли мира // Скиф. 2021. № 1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-pischevoy-otrasli-mira (дата обращения: 28.01.2023).
2. Кыштымова Е.А., Медик Д.О. Стратегический менеджмент: современные концепции // Символ науки. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-menedzhment-sovremennye-kontseptsii (дата обращения: 16.01.2023).
3. Лавринович А.А., Краснова А.И. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке методики повышения эффективности деятельности при выпуске товаров (на основе PEST-анализа) // БИТ. 2018. № 1 (5). С. 27–31.
4. Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития. Management and Entrepreneurship in the Sustainable Development Paradigm (MESDP–2020): материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 28 мая 2020 г.) / отв. за вып. Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. 277 с.
5. Попов Е.А. Особенности разработки инновационных бизнес-моделей компаний в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 11 (часть 1). С. 66–72.
6. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервин. М.: Альпина Диджитал, 2019. 600 с.
7. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы / под ред. Е.Б. Ленчук, Н.Ю. Ахапкина, В.И. Филатова. СПб.: Алетейя, 2022. 276 с.
8. Тугачева Л.В., Капнинова О.С. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности в России // Индустриальная экономика. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-pischevoy-promyshlennosti-v-rossii (дата обращения: 06.02.2023).
9. Червова Н.В., Ивашкин М.В. Новые форматы предприятий общественного питания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formaty-predpriyatiy-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 26.06.2023).
10. Ямпольская Н.Ю., Иманов Э.Д. Цифровая трансформация бизнес-процессов на предприятиях общественного питания в условиях пандемии // Polish Journal of Science. 2021. № 46-1 (46). С. 18–21.
11. Salgado-Reyes A.P., Rodríguez-Aguilar R. Profile of the Business Science Professional for the Industry 4.0 // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 371. Pp. 820–831.
12. Venture & Startup Barometer. [Электронный ресурс]: аналитический портал. URL: https://vc-barometer.ru/ (дата обращения: 27.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Нирода И.В., Анисимов А.Ю. Оценка влияния внешних факторов на бизнес-модель предприятий общественного питания. Вестник НГУЭУ. 2024;(1):145-156. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-145-156
For citation:
Niroda I.V., Anisimov A.Yu. Assessment of the impact of external factors on the business model of public catering enterprises. Vestnik NSUEM. 2024;(1):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-145-156