

Семейные ценности как универсальный фактор развития предпринимательства: библиографический анализ международных исследований
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-097-113
Аннотация
Предпринимательство способно внести немалый вклад в обеспечение экономического и технологического суверенитета, что делает актуальным изучение различных факторов его развития. Растущее внимание к традиционным семейным ценностям ставит вопрос об их значимости в качестве одного из таких факторов. Мировой исследовательский опыт по данной проблематике рассматривается с помощью библиографического анализа, направленного на выявление релевантных источников и систематизацию содержащейся в них информации. Установлено, что 45 % от общего количества выбранных статей в международных журналах свидетельствует о положительном влиянии семейных ценностей на предпринимательскую деятельность, и ни в одной работе не говорится об однозначно отрицательном влиянии. Тематически выбранные статьи разнообразны и могут быть объединены в пять групп. Анализ географии авторских аффилиаций свидетельствует о научном интересе к данному фактору в 20 странах, различающихся в историко-культурном и социально-экономическом аспектах. Семейные ценности могут быть признаны универсальным позитивным фактором развития предпринимательства. Внимание государства к традиционным семейным ценностям в России обеспечивает стране важное конкурентное преимущество, а интерес к этому фактору отечественных ученых отвечает национальным интересам.
Об авторе
Д. А. РубанРоссия
Рубан Дмитрий Александрович - кандидат геолого-минералогических наук, доцент Высшей школы бизнеса
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Авдеева И.Л., Азиева З.И., Утевская А.П. Развитие технологического предпринимательства для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 2. С. 10–16.
2. Аверина Е.Н. Традиционные семейные ценности как основа формирования культуры современного общества и личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12, № 5-6-1. С. 28–34.
3. Алексеева С.А. Перспективы легализации семейного предпринимательства: опыт Португалии // Нотариус. 2024. № 1. С. 44–46.
4. Богдан В.В. Семейный бизнес в Объединенных Арабских Эмиратах // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023. № 5. С. 31–42.
5. Бородушко И.В. Правовые механизмы стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства в целях достижения технологического суверенитета России // Ленинградский юридический журнал. 2022. № 3. С. 51–64.
6. Варкулевич Т.В., Белоглазова В.А. Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. 2023. № 8. С. 2797–2814.
7. Вотчель Л.М., Костомарова А.С., Салаватова Ю.В. Династия Демидовых – опыт успешного семейного бизнеса // Корпоративная экономика. 2021. № 2. С. 86–95.
8. Гвоздецкая И.В., Майкова С.Э. Интеллектуальная собственность – фактор обеспечения технологического суверенитета и экономической безопасности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2024. № 1. С. 32–43.
9. Голик Е.Н., Фетисов А.А. Оценка современного состояния малого и среднего предпринимательства в России и перспективы его дальнейшего развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2024. № 1. С. 30–36.
10. Закиров Т.А., Каляков И.В. Открытые цепочки поставок информационных технологий как основа цифрового суверенитета: экономический аспект // Вестник Университета управления «ТИСБИ». 2023. № 1. С. 71–80.
11. Захарова В.В. Уникальный опыт отечественного предпринимателя // Вестник Юридического института МИИТ. 2018. № 3. С. 145–150.
12. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Династийность в малом бизнесе современной России: стратегии и перспективы воспроизводства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 1. С. 43–60.
13. КоролеваКонопляная Г.И. Кризис семьи в западноевропейских странах (обществе) и проблемы демографии // Социология. 2023. № 6. С. 226–231.
14. Куимова Н.Н., Пономарева Е.С. Развитие института семьи и брака в России: от традиционного до информационного общества // Нижегородский психологический альманах. 2021. № 1. С. 30–39.
15. Ложникова А.В., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Богданов А.Л. Предпринимательская способность населения на карте России // Terra Economicus. 2021. № 1. С. 91–108.
16. Мусаева Д.Н., Фенин К.В. Влияние неэкономических факторов на развитие предпринимательства в современной России // Державинский форум. 2023. № 1. С. 147–156.
17. Носачевская Е.А. Об актуальных вопросах развития экономики России в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета // Вестник НГУЭУ. 2022. № 4. С. 234–241.
18. Носачевская Е.А. О системных мерах по ускоренному отраслевому развитию отечественной экономики // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3. С. 87–92.
19. Пантин В.И. Запад и Восток: социально-экологические кризисы в прошлом и настоящем // История и современность. 2021. № 4. С. 20–38.
20. Пороховский А.А. Экономический суверенитет России: проблемы становления и обеспечения // Экономическое возрождение России. 2023. № 3. С. 10–15.
21. Рубан Д.А. Качество научного потенциала как фактор успешности «мягкой силы» // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2022. № 2. С. 86–89.
22. Сараев В.В. О матрице основополагающих правовых понятий отраслевых объектов, влияющих на процессы управления // История управленческой мысли и бизнеса. Менеджмент и роли менеджеров: вчера, сегодня, завтра. М.: МГУ, 2019. С. 211–216.
23. Серебрякова А.А. Традиционные семейные ценности в современном российском обществе // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9. С. 57–59.
24. Сосновская Н.И. Педагогическое понимание концепта «семейные ценности» (на примере России и Китая) // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1. С. 55.
25. Устинович Е.С. Государственная семейная политика в Российской Федерации: социально-экономическое положение семей и тенденции их жизнедеятельности // Социальная политика и социальное партнерство. 2024. № 1. С. 6–15.
26. Федоркова И.Р. К истории зарождения женского предпринимательства в России // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 216–230.
27. Черешнева И.А. Семейное предпринимательство: к постановке проблемы // Юридические исследования. 2023. № 7. С. 1–11.
28. Abramova O.A. Socio-psychological portrait of Russian IT entrepreneur // Social Psychology and Society. 2021. Vol. 12. P. 188–204.
29. Akume A., Jaupi F. Dilemma of Intergenerational Family Business among Albanian Students // International Journal of Euro-Mediterranean Studies. 2023. Vol. 16. P. 35–50.
30. Anderson A., Clipa A.M., Fritzsche A., Clipa C.I., Agheorghiesei D.T. Entrepreneuring and family firms cofounders’ familiness at work through rhetoric appeals // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2023. URL: https://doi.org/10.1108/IJEBR-04-2021-0271.
31. Arz C. Bridging the micro-macro gap: A multi-layer culture framework for understanding entrepreneurial orientation in family firms // Journal of Family Business Strategy. 2019. Vol. 10. P. 100287.
32. Bagis M., Kryeziu L., Kurutkan M.N., Krasniqi B.A., Yazici O., Memili E. Topics, trends and theories in family business research: 1996–2020 // International Enterpreneurship and Management Journal. 2023. Vol. 19. P. 1855–1891.
33. Bruno H., Charles B.C. Beyond the concept of ‘getting big or getting out’: Entrepreneurship strategies to survive as a farm family // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2008. Vol. 6. P. 479–495.
34. Dollinger M.J. Entrepreneurship: Strategies and Resources. Lombard: Marsh Publications, 2008. 589 p.
35. Fernandez V. Family entrepreneurship around the world // International Review of Financial Analysis. 2023. Vol. 89. P. 102808.
36. Gergert D.V., Ponomareva T.V. Family business as an object of interdisciplinary research: methodological approach review // Perm University Herald. Economy. 2018. No. 1. P. 90–105.
37. Heckman J.J. Policies to foster human capital // Research in Economics. 2000. Vol. 54. P. 3–56.
38. James H.S., Jr., GiwaDaramola D. Do family ties and structure matter for ethical and moral values? // International Journal of Social Economics. 2023. Vol. 50. P. 491–508.
39. MarínPalacios C. Female entrepreneurship in family business: bibliographic analysis // Journal of Family Business Management. 2023. Vol. 13. P. 552–578.
40. Máté D., Estiyanti N.M., Novotny A. How to support innovative small firms? Bibliometric analysis and visualization of start-up incubation // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2024. Vol. 13. P. 5.
41. Murzina J.S., Pozniakov V.P., Mensh E.A. Entrepreneurs’ specific value orientations into the business-family sphere // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. P. 396–409.
42. Nguyen H.T., Hoang T.G., Nguyen L.T.Q., Nguyen G.T.N., Nguyen N.T. The influence of family culture on the development of corporate social responsibility (CSR) initiative of immigrant enterprise: a case of Korean business in Vietnam // Social Responsibility Journal. 2022. Vol. 18. P. 1342–1360.
43. Oro I.M., Lavarda C.E.F. Interface between management control systems and strategy and performance measures in a family business // Revista Contabilidade e Financas. 2019. Vol. 30. P. 14–27.
44. Pandaram A., Amosa D. Family business concerns in Fiji: An empirical investigation // Pacific Economic Bulletin. 2010. Vol. 25. P. 116–126.
45. Powers A., Zhao J. Staying alive: entrepreneurship in family-owned media across generations // Baltic Journal of Management. 2019. Vol. 14. P. 641–657.
46. Puspitaningtyas Z. Sustainability of family business in perspective of financial accounting // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. Vol. 9. P. 1585–1589.
47. Quagrainie F.A. Family values and practices promoting entrepreneurial competencies among Ghanaian women // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2018. Vol. 33. P. 202–219.
48. Rim Y. Values, happiness and family structure variables // Personality and Individual Differences. 1993. Vol. 15. P. 595–598.
49. Samoedra A.D.A., Hermana D. Sustainability, competitive advantage and entrepreneurial orientation in Indonesian family culinary business groups // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2019. Vol. 6. P. 314–326.
50. Singal M., Batra S. The role of socioemotional wealth and entrepreneurial orientation in family-managed hotels // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. Vol. 49. P. 204–213.
51. Stefan C.G. The Responsibility to Protect: Locating Norm Entrepreneurship // Ethics and International Affairs. 2021. Vol. 35. P. 197–211.
52. Thompson P. The family and child-rearing as forces for economic change: Towards fresh research approaches // Sociology. 1984. Vol. 18. P. 515–530.
53. ToledoLópez A., DíazPichardo R., JiménezCastañeda J.C., SánchezMedina P.S. Defining success in subsistence businesses // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65. P. 1658–1664.
54. Vardaman J.M., Markin E.T., Penney C.R., Marler L.E., Mckee D.N. Willing and Able? The Screening and Adoption of Habitual Family Venture Opportunities // Family Business Review. 2022. Vol. 35. P. 126–139.
55. Von Schlippe A., Vienna H.F. The theory of social systems as a framework for understanding family businesses // Family Relations. 2013. Vol. 62. P. 384–398.
56. Wang B., Liang Q., Song L., Xu E. Institutional complexity and family business development: a case study of the Charoen Pokphand group // Nankai Business Review International. 2022. Vol. 13. P. 34–57.
57. Wang C., Pellegrini M.M., Czakon W., Gnan L., Flamini G. Opportunity recognition in family entrepreneurship: voluntaristic and deterministic orientations of individual cognitions // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2020. Vol. 32. P. 101–122.
58. Yan J., Sorenson R. The effect of Confucian values on succession in family business // Family Business Review. 2006. Vol. 19. P. 235–250.
59. Zhang M., Li Y. Family fortunes: The persisting grandparents’ effects in contemporary British society // Social Science Research. 2019. Vol. 77. P. 179–192.
Рецензия
Для цитирования:
Рубан Д.А. Семейные ценности как универсальный фактор развития предпринимательства: библиографический анализ международных исследований. Вестник НГУЭУ. 2024;(4):97-113. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-097-113
For citation:
Ruban D.A. Family values as a universal factor of entrepreneurship development: bibliographical analysis of international research. Vestnik NSUEM. 2024;(4):97-113. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-097-113