

Анализ устойчивости местных бюджетов (на примере муниципальных образований Новосибирской области)
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-152-166
Аннотация
В работе проводится диагностика устойчивости местных бюджетов на примере муниципальных образований Новосибирской области с использованием бюджетных коэффициентов. Охарактеризована структура доходов местных бюджетов по Российской Федерации в целом и по муниципальным образованиям Новосибирской области в частности. Расчет бюджетных коэффициентов за 2012–2020 гг. выявил существенную зависимость местных бюджетов региона от перечислений из бюджета Новосибирской области, при этом муниципалитеты, которые имели наибольшую долю налоговых и неналоговых доходов после перечисления средств из областного бюджета становятся наименее обеспеченными. И хотя в течение рассмотренного периода соотношение безвозмездных перечислений и налоговых и неналоговых доходов сокращается, тем не менее абсолютное большинство муниципальных образований свыше 80 % расходов покрывают трансфертами из бюджета региона.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. СумскаяРоссия
Сумская Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, старший научный сотрудник
Новосибирск
Список литературы
1. Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, вып. 2. С. 323–334.
2. Бабун Р.Б. Местное самоуправление России на новом этапе муниципального строительства // ЭКО. 2017. № 3. С. 60–77.
3. Бухвальд Е.М. Новые основы государственной политики в сфере развития местного самоуправления в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 4. С. 125–135.
4. Ворошилов Н.В. Предпосылки и перспективы реформирования местного самоуправления в России // Федерализм. 2023. Т. 28, № 4 (112). С. 53–75.
5. Горяченко Е.Е., Малов К.В. Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы // Регион: экономика и социология. 2017. № 1 (93). С. 271–291.
6. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов: концептуальные подходы и методический инструментарий оценки // Финансы. 2024. № 4. С. 15–21.
7. Кравченко П.В., Урман Н.А. Поиск путей повышения эффективности распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Сибирская финансовая школа. 2020. № 2. С. 19–21.
8. Кузнецова О.В. Развитие муниципальной проблематики в государственной пространственной политике России // Региональные исследования. 2022. № 2. С. 16–24.
9. Левина В.В. Местные финансы в новой ситуации // ЭКО. 2018. № 10. С. 153–170.
10. Леонов С.Н. Финансовые результаты реформы местного самоуправления. Опыт регионов Дальнего Востока // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 6. С. 160–175.
11. Михайлова А.А., Тимушев Е.Н. Бюджетная система России: насколько устойчива? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 572–597.
12. Мхитарян В.С., Попова Г.Л. Статистический анализ дифференциации развития территорий на основе оценки эффективности реализованного налогового потенциала (на примере муниципальных образований Тамбовской области) // Вопросы статистики. 2022. № 4. С. 12–22.
13. Новоселов А.С., Фалеев А.В. Региональные и муниципальные финансы в стратегическом планировании // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22, № 1. С. 130–146.
14. Поляк Г.Б. Анализ территориальных бюджетов // Финансовая газета. 1998. № 7. 15. Тиникашвили Т.Ш. Бюджетные пределы и ограничения в муниципальном образовании // Финансы. 2020. № 6. С. 18–24.
Рецензия
Для цитирования:
Сумская Т.В. Анализ устойчивости местных бюджетов (на примере муниципальных образований Новосибирской области). Вестник НГУЭУ. 2024;(4):152-166. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-152-166
For citation:
Sumskaya T.V. Analysis of sustainability of local budgets (the example of municipal settlements of the Novosibirsk region). Vestnik NSUEM. 2024;(4):152-166. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-4-152-166