

Однопериодный прогноз выручки на основе дискретной инфляционной модели устойчивого роста
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-076-087
Аннотация
Предложен способ прогнозирования выручки на основе модели устойчивого роста, учитывающей изменение стоимости заемных средств, цен на продукцию и средства производства. Используется стохастическая модификация модели, принимающая во внимание экономическую неопределенность. Горизонт прогнозирования ограничивается периодом, задаваемым годовой бухгалтерской отчетностью. У описываемого способа прогнозирования нет долгой памяти, поэтому получаемый результат не привязан к сложившемуся ранее тренду. Чтобы воспользоваться преимуществами нового подхода, не потребуются трудоемкие вычисления и специальная подготовка.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. БелыхРоссия
Белых Василий Викторович – кандидат физико-математических, доцент кафедры корпоративного управления и финансов
Новосибирск
Список литературы
1. Bloom N., Codreanu M.A., Fletcher R.A. Rationalizing Firm Forecasts // National Bureau of Economic Research. 2025. Working Paper No. 33384
2. Wagner U., Taudes A. Stochastic models of consumer behaviour // European Journal of Operational Research. 1987. Vol. 29, no. 1. P. 1–23.
3. Winklhofer H., Diamantopoulos A., Witt S.F. Forecasting practice: A review of the empirical literature and an agenda for future research // International Journal of Forecasting. 1996. Vol. 12, no. 2. P. 193–221. DOI: 10.1016/0169-2070(95)00647-8.
4. Mentzer J.T., Cox J.E. Familiarity, application, and performance of sales forecasting techniques // Journal of forecasting. 1984. Vol. 3, no. 1. P. 27–36.
5. Fildes R., Petropoulos F. Improving forecast quality in practice // Foresight: The International Journal of Applied Forecasting. 2015. Iss. 36. P. 5–12.
6. Higgins R.C. How much growth can a firm afford? // Financial Management. 1977. Vol. 6, no. 3. P. 7–16.
7. Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. Моделирование экономического роста предприятия: предпосылки разработки альтернативных моделей // Управление экономическими системами. 2012. № 9. С. 1–15.
8. Хотинская Г.И. Корпоративный рост: теория, финансовые индикаторы, эмпирические закономерности // Управленец. 2015. № 4. С. 12–17.
9. Якимова В.А. Перспективный анализ финансового положения предприятий капиталоемких отраслей на основе модели достижимого роста // Корпоративные финансы. 2013. № 1 (25). С. 87–102.
10. Van Horne J.C. Financial management and policy. 12 th ed. Prentice Hall, New Jersey, 1989.
11. Gulati D., Zantout Z. Inflation, capital structure, and immunization of the firm’s growth potential // Journal of Financial and Strategic Decisions. 1997. Vol. 10, no. 1. P. 77–89.
12. Lewellen W., Kracaw W. Inflation, Corporate Growth, and Corporate Leverage // Financial Management. 1987. Vol. 16, no. 4. P. 29–36.
13. Фрейдина Е.В., Уланова Н.К. Концептуальные основы обеспечения финансовой устойчивости операционной деятельности // Развитие территорий. 2023. № 3. C. 8–18. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-08-18.
14. Ширяев А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Т. 1. Факты, модели. М.: МЦНМО, 2016.
15. Petropoulos F., Apiletti D., Assimakopoulos V., Babai M.Z., Barrow D.K., Taieb S.B., ..., Ziel F. Forecasting: theory and practice // International Journal of Forecasting. 2022. Vol. 38, no. 3. P. 705–871. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2021.11.001.
16. Боярко Г.Ю. Стратегические отраслевые риски горнодобывающей промышленности // Отечественная геология. 2003. № 4–5. С. 28–32.
17. Alpern S., Snower D.J. “High-Low Search” in Prodnct and Labor Markets // The American Economic Review. 1988. Vol. 78, no. 2, P. 356–362.
18. Бухвалова В.В., Петрусевич А.В. Определение оптимальных объемов производства в условиях информационной неопределенности спроса // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47, № 2. С. 3–23.
19. Погосов И.А. Инфляция в России: влияние на производство, прибыль, капитал // ЭКО. 2008. № 11. С. 2–18.
20. Шуровьески Д. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямc», 2007.
21. Gupta S. Managerial judgment and forecast combination: An experimental study // Marketing Letters. 1994. Vol. 5. P. 5–17.
Рецензия
Для цитирования:
Белых В.В. Однопериодный прогноз выручки на основе дискретной инфляционной модели устойчивого роста. Вестник НГУЭУ. 2025;(2):76–87. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-076-087
For citation:
Belykh V.V. Single-period revenue forecast based on discrete inflation model of sustainable growth. Vestnik NSUEM. 2025;(2):76–87. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-076-087