Preview

Вестник НГУЭУ

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Создание университетских кампусов на основе государственно-частного партнерства

https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-179-192

Аннотация

Статья посвящена исследованию современной российской практики создания университетских кампусов на основе государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Актуальность темы исследования связана с высокой потребностью в создании инновационной образовательной среды, отвечающей мировым стандартам. Методологическую основу исследования составили методы синтеза, анализа, экспертной оценки и логические методы, а информационную основу – данные Минобрнауки России. Основные результаты исследования заключаются в анализе запущенных проектов по созданию университетских кампусов на основе ГЧП (далее – кампусные проекты), раскрытии многостороннего характера выгод от создания университетских кампусов, выявлении преимуществ и недостатков концессионного соглашения как формы реализации кампусных проектов, рассмотрении ключевых организационно- управленческих и финансовых аспектов построения концессионных моделей создания университетских кампусов, выявлении перспектив и предложении рекомендаций по обеспечению результативности реализации кампусных проектов. Новизна исследования – теоретическое обоснование создания университетских кампусов на основе ГЧП и разработка практических рекомендаций, направленных на развитие данного процесса в российских условиях. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании научных основ ГЧП в системе высшего образования, а практическая значимость состоит в использовании полученных результатов при разработке и реализации кампусных проектов.

Об авторе

Н. Н. Шор
Волгоградский государственный университет
Россия

Шор Инна Михайловна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, учета и экономической безопасности

Волгоград



Список литературы

1. Chattopadhyay T., Nogueira O. Public–private partnership in education: a promising model from Brazil // Journal of International Development. 2014. Vol. 26, no. 6. P. 875–886.

2. Feldman J. Public-Private Partnerships in South African education: risky business or good governance? // Education as Change. 2020. Vol. 24. P. 1–18.

3. Helmy R., Khourshed N., Wahba M., Bary A.A.E. Exploring critical success factors for Public-Private Partnership case study: the educational sector in Egypt // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6, no. 4. P. 1–27.

4. Mannan Z. Public Private Partnership in higher education in Bangladesh: a study of stakeholders’ conceptualization and critical success factors // Journal of Business. 2014. Vol. 35, no. 1. P. 55–83.

5. Бакшеева А.Д. Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3, № 1. С. 63–78.

6. Балашов А.М. Вопросы государственно-частного партнерства вузов, предпринимательства и государства в условиях реиндустриализации экономики и перехода к инновационному развитию // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10, № 9А. С. 70–79.

7. Завьялова Е.Б. К вопросу о целесообразности ГЧП в образовании // Государственно-частное партнерство. 2015. Т. 2, № 4. С. 217–226.

8. Кошкина Е.Н. Особенности государственно-частного партнёрства в сфере образования // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2024. № 3 (111). С. 52–59.

9. Романова Т. Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере высшего образования // Экономические науки. 2018. № 5. С. 146–151.

10. Глушко Ю.В., Колодина Н.В. Особенности государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом // Государственно-частное партнерство. 2017. Т. 4, № 2. С. 147–154.

11. Ибятов Ф.М. Зарубежный опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и образования // Управление. 2019. Т. 7, № 1. С. 35–39.

12. Минина И.С. Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Уровень жизни населения регионов России. 2017. Т. 13, № 4. С. 95–101.

13. Сайфуллин Р.И. Зарубежный опыт государственно-частных партнерств и их роль в развитии образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 62–68.

14. Табатадзе Л.М. Государственно-частное партнерство в образовании: перспективы российской посткризисной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 90–93.

15. Килинкаров В.В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. № 2. С. 210–225.

16. Кочеваткина Э.Ф., Волчкова Е.Н. Организационно-экономическая модель государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 5-1. С. 92–96.

17. Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 303–308.

18. Ниязова Ю.М. Государственно-частное партнерство как инструмент взаимодействия в сфере образования // Компетентность. 2024. № 1.

19. ПРОКАМПУС. URL: https://прокампус.рф/campus/index (дата обращения: 01.09. 2024).

20. Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozz0fve0e.pdf (дата обращения: 01.09.2024).

21. Шор И.М. Теория и практика применения форм государственно-частного партнерства в регионах России: монография. Москва: Русайнс, 2023. 204 с.

22. АО ИГ «РВМ Капитал». URL: https://rwmcapital.ru/search/index.php?q=кампус (дата обращения: 01.09.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Шор Н.Н. Создание университетских кампусов на основе государственно-частного партнерства. Вестник НГУЭУ. 2025;(2):179–192. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-179-192

For citation:


Shor I.M. Сreation of university campuses based on public-private partnership. Vestnik NSUEM. 2025;(2):179–192. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2025-2-179-192



ISSN 2073-6495 (Print)