Ответственное инвестирование как экономический институт
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-026-036
Аннотация
Ответственное инвестирование – тренд развития мировой экономической системы, и отставание России от него может привести к отрицательным эффектам для отечественной экономики. В данной статье ответственное инвестирование рассматривается через призму его становления в качестве экономического института. Для этого применяется институционально-эволюционный подход, который основан на принципах изменчивости, отбора и наследственности условий, правил, норм и ограничений экономической деятельности. Показано, что институциализация ответственного инвестирования может стать следствием не только внешнего воздействия на экономических агентов, но и их самостоятельной деятельности. В этой связи регулятору следует обратить внимание на проблему информационной асимметрии, которая препятствует распространению ответственного инвестирования в деятельности экономических агентов и его последующей институциализации.
Об авторе
Д. В. ОвечкинРоссия
Овечкин Данила Владимирович – аспирант
Тюмень
Список литературы
1. Леонова И.В. Социально ответственные инвестиции как инструмент формирования корпоративной социальной ответственности // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. № 15 (116).
2. Львова Н.А. Ответственные инвестиции: теория, практика, перспективы для Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2019. № 3.
3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69–91.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
5. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985.
6. Albuquerque R., Koskinen Y., Zhang C. Corporate social responsibility and firm risk: Theory and empirical evidence // Management Science. 2019. Vol. 65. No. 10. P. 4451–4469.
7. Boehe D.M., Cruz L.B. Corporate social responsibility, product differentiation strategy and export performance // Journal of Business ethics. 2010. Vol. 91. No. 2. P. 325–346.
8. Cahan S.F., Chen C., Chen L., Nguyen N.H. Corporate social responsibility and media coverage // Journal of Banking & Finance. 2015. Vol. 59. P. 409–422.
9. Fatemi A.M., Fooladi I.J. Sustainable finance: A new paradigm // Global Finance Journal. 2013. Vol. 24. No. 2. P. 101–113.
10. Fatemi A., Glaum M., Kaiser S. ESG performance and firm value: The moderating role of disclosure // Global Finance Journal. 2018. Vol. 38. P. 45–64.
11. Flammer C. Does product market competition foster corporate social responsibility? Evidence from trade liberalization // Strategic Management Journal. 2015. Vol. 36. No. 10. P. 1469–1485.
12. Friede G., Busch T., Bassen A. ESG and financial performance: aggregated evidence from more than 2000 empirical studies // Journal of Sustainable Finance & Investment. 2015. Vol. 5. No. 4. P. 210–233.
13. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits //Corporate ethics and corporate governance. Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. P. 173–178.
14. Hsu K.T. The advertising effects of corporate social responsibility on corporate reputation and brand equity: Evidence from the life insurance industry in Taiwan //Journal of business ethics. 2012. Vol. 109. No. 2. P. 189–201.
15. Jones T.M. Instrumental Stakeholder Theory: A Synthesis of Ethics and Economics // The Academy of Management Review. 1995. Vol. 20. No. 2. P. 404–437.
16. Matos P. ESG and responsible institutional investing around the world: A critical review. 2020.
17. McWilliams A., Siegel D. Corporate social responsibility and financial performance: correlation or misspecification? // Strategic management journal. 2000. Vol. 21. No. 5. P. 603–609.
18. Pérez A., Del Bosque I.R. Corporate social responsibility and customer loyalty: exploring the role of identification, satisfaction and type of company // Journal of Services Marketing. 2015.
19. Ramlugun V.G., Raboute W.G. Do CSR practices of banks in Mauritius lead to satisfaction and loyalty? // Studies in Business & Economics. 2015. Vol. 10. No. 2.
20. Reverte C. Determinants of corporate social responsibility disclosure ratings by Spanish listed firms // Journal of business ethics. 2009. Vol. 88. No. 2. P. 351–366.
21. Schoenmaker D., Schramade W. Investing for long-term value creation // Journal of Sustainable Finance & Investment. 2019. Vol. 9. No. 4. P. 356–377.
22. Sen S., Bhattacharya C.B. Does doing good always lead to doing better? Consumer reactions to corporate social responsibility // Journal of marketing Research. 2001. Vol. 38. No. 2. P. 225–243.
23. Tripathi V., Kaur A. Socially responsible investing: performance evaluation of BRICS nations // Journal of Advances in Management Research. 2020.
24. Walsh G., Bartikowski B. Exploring corporate ability and social responsibility associations as antecedents of customer satisfaction cross-culturally // Journal of Business Research. 2013. Vol. 66. No. 8. P. 989–995.
25. Xie Y. The effects of corporate ability and corporate social responsibility on winning customer support: An integrative examination of the roles of satisfaction, trust and identification // Global Economic Review. 2014. Vol. 43. No. 1. P. 73–92.
26. Информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-06-28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357591/ (дата обращения: 15.12.2021).
27. Официальный сайт Ассоциации ответственного инвестирования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unpri.org/pri/what-are-the-principles-for-responsible-investment (дата обращения: 15.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Овечкин Д.В. Ответственное инвестирование как экономический институт. Вестник НГУЭУ. 2022;(3):26-36. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-026-036
For citation:
Ovechkin D.V. Responsible investing as an economic institute. Vestnik NSUEM. 2022;(3):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2022-3-026-036