Проблема многозначности в практике логического подхода к развитию критических способностей
https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-171-178
Аннотация
Интенсификация сферы изучения критического мышления с опорой на формально-логические принципы, обнаруживаемая в трудах современных исследователей, актуализирует обращение к тематике логического анализа языка. Программные установки курса «Логика и критическое мышление» ориентированы на обстоятельное погружение участников в острые вопросы использования естественного языка. Целью настоящей статьи является размышление о сюжетах многозначности в языке и возникающих в этой связи операционных задачах педагогической практики по критическому мышлению. Осмысление опыта реализации образовательного проекта обращено к очерчиванию логических оснований критических навыков, выстраиваемых сквозь призму рефлексивного видения учащихся. Каркас проблем языка и мышления подвергается оценке через ранжирование позиций курса, иллюстрирующих возможности развития критического мышления благодаря постижению языковых форм. Регистрируемая многозначность показывается с учетом вербального или ситуативного контекста в применении понятия. Осуществляемый на практическом занятии разбор текстов приводит к пониманию многозначности как языковой нормы, требующей принятия и соответствующего когнитивного сопровождения. Достижением учащихся становится компетентное видение содержания проблемы многозначности, характеризующее критические способности суждения в обращении с информацией. Фокусируется внимание на факте терминологической многозначности, предполагающей выявление четких значений и углубление в процессы познания как такового. Делается вывод о необходимости методичного освоения проблемы многозначности в языке, поскольку сосредоточенность на тонкостях интеллектуально-речевых механизмов содействует формированию критических навыков участников проекта.
Об авторе
Н. П. СухановаРоссия
Суханова Наталья Петровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирск
Список литературы
1. Смирнова Е.Д. Природа логического знания и вопросы обоснования логических систем // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2012. № 2. С. 59–72.
2. Барбашина Э.В. Критическое мышление в контексте перспектив развития современного высшего образования в России // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Международные Лихачевские научные чтения, Санкт-Петербург, 09–10 июня 2022 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2022. С. 481–483.
3. Суханова Н.П. Нарративы в образовательном процессе по критическому мышлению // Вестник НГУЭУ. 2022. № 3. С. 204–211. DOI: 10.34020/2073-6495-2022-3-204-211
4. Ивин А.А. Логика: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2023. 387 с.
5. Окунева О.Ю. Роль профессионально-предметных знаний в преподавании экономического перевода // Иностранные языки в высшей школе. 2019. № 2 (49). С. 75–85.
6. Епаринова Е.С. К вопросу о многозначности экономических терминов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 3 (36). С. 120–126.
7. Суворов Е.Д. К вопросу о понятии банкротства // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73, № 11 (168). С. 21–34. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.168.11.021-034
8. Розов М.А. Гносеология культуры. М.: Новый хронограф, 2015. 576 с.
9. Шиян Т.А. Многозначность и типология терминов // Логические исследования. 2018. Т. 24, № 2. С. 158–165. DOI: 10.21146/2074-1472-2018-24-2-158-166
10. Канеман Д. Думай медленно … решай быстро. М.: Издательство АСТ, 2022. 653 с.
Рецензия
Для цитирования:
Суханова Н.П. Проблема многозначности в практике логического подхода к развитию критических способностей. Вестник НГУЭУ. 2024;(1):171-178. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-171-178
For citation:
Sukhanova N.P. The problem of ambiguity in the practice of a logical approach to the development of critical abilities. Vestnik NSUEM. 2024;(1):171-178. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2024-1-171-178